Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 2





К.Мигонь – крупнейший современный теоретик-книговед и историк науки о книге. Сущность концепции комплексности книговедения К.Мигоня.«Наука о книге: Очерк проблематики» Кшиштофа Мигоня – ценнейший источник по истории ранних периодов формирования обобщенного книговедческого знания.

Кшиштоф Мигонь– в настоящее время, профессор гуманитарных наук, заведующий кабинетом теории и истории книги Института научной информации Вроцлавского университета (г. Вроцлав, Польша)

 

В конце 1960-х и в 1970-е гг. под воздействием советской науки о книге термин «книговедение» стал все чаще использоваться для обозначения комплексной науки о книге. Первыми концепцию комплексности книговедения и функционального подхода к книге подхватили и начали развивать польские теоретики К.Гломбиовский и К.Мигонь.

К. Мигонь ближе всех среди зарубежных исследователей подошел к развернутой постановке проблемы общего книговедения, т.е. методологии науки о книге. Эти представления нашли отражение в статье «Основные направления и перспективы теории книговедения» (1982).

Влияние Гломбиовского. Более ранние теоретические работы К.Мигоня имеют функционально-читателеведческую и социологическую ориентацию. В них он идет за своим учителем К.Гломбиовским, который последовательно разрабатывал функционально-читателеведческую концепцию науки о книге.В качестве второго исходного пункта своей теории К.Гломбиовский называет тех последователей, которые обратили внимание на возможность книговедческих исследований в процессе развития литературных явлений. Третьим исходным пунктом для К.Гломбиовского служит социология и другие общественные науки: «... быстрее всего к цели приводит именно путь, который идет прямо через социологию. Наука об обществе более четко определяет место книги в истории человечества и более конкретно, нежели история литературы, определяет основную исследовательскую цель книговедения - роль книги в обществе. Теоретики книговедения, которые опираются на социологию, видимо находятся ближе всех к решению проблемы конструктивной теории науки о книге». К.Гломбиовский конструирует книговедение не как науку о сущности, формах и способах существования книги в обществе, а как науку о функциях и роли книги в жизни человека, общества. В построениях К.Гломбиовского книговедение скорее вырисовывается вспомогательной наукой для системы общественных наук, чем относительно самостоятельной гуманитарной дисциплиной.

Развивая теоретические взгляда своего учителя, К.Мигонь в статье «Современная наука о книге» утверждал: «Центральной категорией науки о книге является общественная функция книги... Функциональная точка зрения является категорически высказанной методологической директивой, требующей рассматривать изучаемые проблемы в диалектической связи с обществом. Технические процессы производства книги, экономические аспекты ее распространения или механизации библиотечных процессов интересуют библиолога с точки зрения их влияния на оптимизацию функционирования книги. Троном библиологических проблем служит марксистская социология книги».

Со временем взгляды К.Мигоня несколько изменяются. Все чаще и осознаннее понятие «наука о книге» используется для совокупного обозначения всех составных частей книговедения, понятие «библиология» - для обозначения теории книговедения, а «общая теория» - для обозначения методологического уровня этой теории.

Изучение истории развития книговедения. К.Мигонь доказывает, отстаивает и пропагандирует самостоятельность книговедения в системе гуманитарных наук и объективную необходимость разработки его общей теории. Это убеждение лежит в основе его фундаментальной историографической монографии, названной выше, и статьи «Главные направления и перспективы теории книговедения».

Хронологически разнообразные, содержательно и теоретически разномасштабные факты из истории книговедческого знания систематизируются и анализируются в монографии с завидной библиографической и фактологической доскональностью и обстоятельностью. Однако целью анализа является не столько констатация фактов, сколько доказательный выход на обобщающий вывод о том, что книговедение, несмотря на внешнюю дисциплинарную разобщенность, терминологическую приблизительность и неупорядоченность, развивалось как комплексная наука, потому что, как наглядно показывает К.Мигонь, в каждой из сконструированных и претендовавших на монопольное изучение книги дисциплин формировались и, так или иначе, рассматривались не только узко дисциплинарные библиографические, библиотековедческие, историко-книжные, а позднее читателеведческие, книготорговые, информационные, семиотические, социологические вопросы, но и вопросы междисциплинарные, общетеоретические.

И монография, и статья написаны не с позиций специалиста-библиотековеда, что было бы невозбранно для бывшего выпускника, а ныне директора Института библиотековедения и научной информации Вроцлавского университета, а с позиций общекниговедческих и науковедческих. И это принципиальная позиция, которую К.Мигонь последовательно проводит в своих работах. Рассматривая в исторической перспективе концепции многих и многих книговедов, он стремится, прежде всего, отметить попытки разработки общей теории науки о книге

В монографии (1984) собственные общетеоретические построения выражены К.Мигонем более имплицитно, чем в статье (1982) ибо служат для обозначения методологических установок при систематизации, анализе и обобщении богатейшего историографического материала. Уже сами названия разделов и параграфов монографии позволяют судить, по какому принципу отбираются и систематизируются факты и явления истории науки о книге:

ü «Книга как предает библиологических исследований»;

ü «Первые основания библиологии в границах библиографии»;

ü «Библиологические проблемы в библиотековедении»;

ü «Наука о книге (книговедение, библиология)»;

ü «Проблемы исследования истории библиологии»;

ü «Элементы теории современной науки о книге»;

ü «Проблемы интегрального подхода к задачам современной книги»;

ü «Наука о книге среди гуманитарных наук».

В вопросе о том, что такое книговедение, К.Мигонь разделяет позиции советских книговедов, выдвинувших в конце 50-х - начале 60-х гг. концепцию комплексности науки о книге. Во всех своих работах К.Мигонь аргументировано отстаивает «синтетический» подход, «интегральное книговедение». В параграфе «Основные составляющие системы «книга» и проблемы их исследования» К.Мигонь называет основные сферы книговедческого исследования книги, обобщенно обозначает объектную область науки и о книге:

 

i. процессы создания и изготовления книги являются предметом книгоиздательского знания. Но здесь пока трудно говорить о монолитной науке;

ii. книжная торговля, которая пока также не является объектом единой науки;

iii. библиография;

iv. современная библиотечная практика;

v. чтение и читательство.

Относительно последней сферы показательно изменение позиции К.Мигоня от его ранних работ, где он шел вслед за своим учителем К.Гломбиовским, который практически абсолютировал читателеведение. В статье 1982 г. о читатедеведении К.Мигонь пишет уже иначе: «... проблематика читателеведения не вмещается без остатка в книговедение и автономизируется как «Leserkunde», или «читателеведение», и тяготеет к получению статуса самостоятельной науки. Так как нельзя исключить из науки о книге всего, что касается читателеведения (исследование книги без принятия во внимание категории ее читателя возвращало бы библиологию на первоначальные позиции), здесь требуются дальнейшие исследования».

Более ранняя функционально-читателеведческая концепция Гломбиовского - Мигоня расширена, обобщена до социально-функциональной и стала исходным методологическим основанием, предопределяющим подход к анализу явлений прошлого и к формулировке теоретических выводов и общетеоретических положений и в монографии 1984 г. и в статье 1982 г.: «Социально-функциональная концепция науки делает возможным изучение роли книги и библиологических институтов, а дальше позволяет определить условия регуляции отношений между книгой и человеком. Книговедение - общественная наука о познавательных в практических целях, открывающая и описывающая законы функционирования книги и из сделанных обобщений выводящая общие рекомендации для практики».

Колоссальный исторический и современный материал образует необъятное поле для выявления и описания меняющихся функций книги, столь же многообразных и изменчивых в своих конкретно-исторических проявлениях, сколь многообразна и исторически изменчива сама общественная практика, само общественное бытие и общественное сознание, в которых книга с необходимостью участвует. «Работоспособность» функционального подхода и метода в исследовании роли и функций книги в обществе как бы отвлекают К.Мигоня от проблемы сущности книги. Эта проблема им не только не рассматривается, но и не формулируется в числе других, которые он называет как насущные для общей теории науки о книге. Более того, именно многофункциональность книги, по К.Мигоню, делает невозможным общее определение ее: «Книгу как многофункциональное явление можно рассматривать с разных точек зрения, сторон; универсальное определение ее возможно только на высоком уровне обобщения, граничащем с упрощением».

Трактовка понятия «книга». В трактовке книги К.Мигонь стоит на вещно-предметно-функциональной позиции. Он утверждает: «Каждая книга, старая или современная, состоит из не отменных, обязательных элементов. Отсутствие какого-либо из них в данном предмете исключает его из класса книг. Эти элементы суть: материал письма, графическая запись, содержание и функция. Знакомство с историческими судьбами книги заставило проследить наиважнейшие формы закрепления графической информации, предназначенной дан многократного использования, и передачи во времени и пространстве. Эти основополагающие функции книги являются непременными характеристиками так же, как и изменяющиеся материалы письма, формы книги, способ закрепления, содержание и особые функции разных типов книг». Иными словами, К.Мигонь, как и исключительное большинство зарубежных книговедов, отождествляет книгу как категорию с материально-предметной формой ее существования - рукописным или печатным книжным изданием. Но ведь эта конечная форма книги имеет предшествующие ей различные подформы в книгоиздательских процессах и следующие за ней формы в других «библиологических процессах» (формы книготоргового ассортимента, библиотечного фонда, формы отражения книжного издания, книгоиздательского репертуара, книготоргового репертуара, книготоргового ассортимента в библиографических процессах).

Объект книговедения. Подобное отождествление приводит К.Мигоня и к соответствующему определению объекта книговедческого знания: «Объектом книговедения является книга и библиологические процессы: создания, распространения, восприятия книги» т.е. к неявному утверждению, что книгу можно познать вне способов ее существования - вне процессов книжного дела, отдельно от них.

Книжное издание и его внутренние уровни действительно можно изучать вне книжного дела и это будет изучение их в предмете любой другой науки, но не книговедения.Подобное отождествление имеет своим следствием также и то, что не дает возможности уяснить диалектику соотношения «содержания книги» и «содержания произведения» - их различие и сходство. «Содержание книги» у Мигоня есть предмет исследования различных наук». Но в содержание предмета других различных наук входит содержание «произведения» как способа отражения того или иного явления объективной действительности.

С одной стороны, К.Мигонь утверждает, что предметом книговедения является «книга» как единый организм и культурный потенциал, библиологические процессы, люди и книжные институции. С другой стороны, что «материальное в книге, что являет ее физический облик (бумага, переплет, текст), связывает тематику исследований с кругом дисциплин, занимающихся материальной культурой». С третьей стороны, «содержание книги есть предмет исследования различных наук». Возникает вопрос: что же остается на долю книговедения? К.Мигонь пытается ответить на него: «Для обстоятельного определения предмета книговедческих исследований необходимо принять надежную методологическую установку. Таковой могут стать структура и функции книги, библиологических процессов, организаций. Библиологическое исследование предполагает рассмотрение целостной структуры и всех - действительных и возможных - функций исследуемых объектов».

Таким образом, в реальных теоретических разработках К.Мигоня книговедение должно изучать лишь структуру и функции своего объекта. За пределами книговедения оставлены сущность, способы и формы существования книги как объекта исследования.

Статья К.Мигоня «Главные направления и перспективы теории книговедения» является одной из самых глубоких общетеоретических работ в современной зарубежной науке о книге. Здесь сформулированы основные фундаментальные проблемы общей теории книговедческого знания на методологическом, науковедческом уровне. К важнейшим проблемам внутри научной книговедческой методологии К.Мигонь относит «досконально разработанную модель дисциплины, дальнейшее упорядочение понятийного аппарата библиологии». Особого внимания, по убеждению К.Мигоня, «требует объект, предмет, границы и компетенции дисциплины».

Книговедение и смежные дисциплины. В ранних работах и в монографии 1984 г. К.Мигоня большое место уделено раскрытию на конкретных примерах взаимодействия книговедения со смежными науками. В статье 1982 г. и эта проблема формулируется и решается на методологическом общетеоретическом уровне: «История, история литературы, история искусства, педагогика, социология, психология, через книговедов уже вошла в библиологический обиход; однако осталась большая группа наук, пригодность которых для библиологических исследований не осознается. Здесь видится большая необходимость в определении теорией книговедения способов заимствования знаний из этих наук... Противоположным направлением взаимодействия книговедения с другими науками является введение понятий и положений библиологии в разные дисциплины».Далее К.Мигонь формулирует главную задачу общей теории книговедения: «Актуальной задачей является теория самой книги - главного предмета исследований в книговедении».

Уникальная историографическая монография К.Мигоня стала своеобразным библиографическим и фактографическим путеводителем для более углубленных в методологическом и теоретическом отношении исследований в области зарубежного книговедения с целью разработки всеобщей история книговедения. Теоретические работы К.Мигоня являются бесспорным достижением современного книговедения, определяющим сегодняшний уровень развития общей теории науки о книге.

Литература о Кш. Мигоне и его труды

1. Мигонь К. Проблемы исторического книговедения // Проблемы общей теории книговедения: Сб. статей: Пер. с нем. и польск. М., 1978. ББК 76.11
Б 43

2. Мигонь К. Проблемы общей теории книговедения. Сб. статей / Пер. с нем. и польского. М.: Книга, 1978. С. 105—107.

3. Мигонь, Кшиштоф Наука о книге: Очерк проблематики [Текст] / пер. с пол.: О.Р.Медведевой, В.В.Мочаловой, Р.Н.Смирновой. - М.: Книга, 1991. - 198 с. - ISBN 5-212-00458-6: Б. ц.

4. Профессор Кшиштоф Мигонь: Библиогр. указ. / Сост. Ю. А. Лабынцев, Т. И. Рощина; [Предисл. В. А. Петрицкого]48 с., [1] л. портр. Минск ГБ БССР 1990.

5. Немировский Е.Л. Книговедение // Книга: Энциклопедия. М.: Большая Рос. энциклопедия, 1999. С. 304—309.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 4142. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия