Клинико-психологические характеристики
Основные признаки РДА: • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; • отгороженность от внешнего мира; • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); • неспособность дифференцировать людей и неодушевлённые предметы; • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, дети с аутизмом гиперчувствительны к слабым раздражителям (тикание часов, капание воды из крана, шум бытовых приборов); • приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по Каннеру, который проявляется очень рано, даже на первом году жизни). • неофобии (боязнь всего нового) проявляется очень рано (непереносимость перемены места жительства, перестановки мебели, не любят новую одежду, обувь); • однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плеча и предплечий, раскачивание туловищем или головой и прочее); • разнообразные речевые нарушения (в более тяжёлых формах – мутизм (полная утрата речи), у некоторых – отмечается повышенный вербализм, проявляющийся в избирательном отношении к определённым словам и выражениям. Ребёнок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги. Характерным является зрительное поведение, которое проявляется в непереносимости взгляда в глаза «бегающий взгляд) или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения (от ребёнка невозможно спрятать необходимый ему предмет). Однообразные игры у детей – представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом – верёвки, гайки, бутылки и прочее. Иногда используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Контакт с матерью может быть различным. Наряду с безразличием, отсутствием реакций на присутствие или отсутствие матери, возможна также симбиотическая форма контакта (ребёнок отказывается оставаться без матери и выражает тревогу при её отсутствии, хотя никогда не бывает ласковым). Аффективные проявления – бедны и однообразны. Аффект удовольствия возникает чаще всего, когда ребёнок остаётся один и занят своими стереотипными играми. Наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. У детей с синдромом РДА 55-60% наблюдается умственная отсталость; 15-20% - лёгкая интеллектуальная недостаточность и оставшиеся 15-20% имеют нормальный интеллект. Интеллектуальная деятельность (по В.Е. Кагану, 1981) неравномерна, отмечаются низкие показатели при выполнении невербальных заданий. Интеллектуальные способности определяются клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом. Подходы в психологическом исследовании РДА – психоаналитический, когнитивный, поведенческий.
В.В.Лебединский с соавт. предложил рабочую гипотезу, которая позволяет представить механизмы психических расстройств у детей с РДА. Среди расстройств авторы выделяют: 1.Дефицит психической активности ребёнка; 2.Нарушение инстинктивной сферы; 3.Нарушение сенсомоторных функций; 4.Нарушение двигательной сферы и речи.
Причины этих нарушений:
Группа 1 – нарушения, обусловленные недостаточностью регуляторных систем (активирующей, инстиктивно – аффективной). У детей с недостаточностью регуляторной системы в структуре психического дефекта наблюдается низкая концентрация внимания, слабость моторного тонуса, нарушения восприятия, что проявляется выраженной аффективной окраске. Поведение отличается выраженной парадоксальностью. Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети пытаются его компенсировать аутостимуляцией: раскачивание, бегом по кругу, прыжками. Важный компенсаторный механизм для смягчения эмоционального дискомфорта – непреодолимая тяга к грязи, воде или огню. Дети воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аффективных признаков, что обуславливает состояние диффузной тревоги и немотивированных страхов.
Страхи: • Сверхценные – типичны для детского возраста, обусловлены реакции ребёнка на реальную, значимую опасность. Боязнь остаться одному, потерять мать, оказаться в чужой, незнакомой обстановке. Наблюдаются в 28% случаев. • Страхи, обусловленные аффективной и сенсорной гиперчувствительностью.
Наблюдаются в 35% случаев (в раннем дет.возрасте страх от различных бытовых шумов – пылесос, вода; зрительных, тактильных раздражений – свет люстры, попадание на тело комаров или других объектов). Страхи связаны с гиперсензитивностью в эмоциональной сфере (причина незнакомые люди, незнакомые места).
• Неадекватные бредоподобные страхи. Связаны с крайней ограниченностью и фрагментарностью представлений аутичного ребёнка об окружающем мире. Объекты страха выявляются с трудом, поэтому психологу и педагогу необходимо внимательно наблюдать за поведением ребёнка. Страхи значительно препятствуют их эмоциональной стабилизации и адаптации.
Группа 2 – нарушения, обусловленные дефицитарностью анализаторных систем (гностических, речевых, двигательных). Нарушения подкорковых функций сочетается с рядом корковых нарушений. В движениях отсутствует плавность. При более тяжёлых случаях – наблюдается нарушения программы движения, трудности зрительной фиксации. Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных расстройств, связанных с нарушением тонической регуляции, и речевых. У этих детей наблюдается не только нарушение потребности в речевом общении, но и страдает сама возможность реализации речевого акта. У многих детей с РДА – дизартрические расстройства, нарушение темпа и ритмической организации речи. Психическое развитие детей с РДА не только нарушено в связи с биологическими факторами. Негативную роль на динамику их развития оказывают вторичные (социальные) факторы. Исходная энергетическая недостаточность, слабость побуждений, быстрая истощаемость и пресыщаемость любой деятельностью, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений приводят к формированию реакции тревога и страха, и создаёт хроническую ситуацию дискомфорта. Аутизм является своеобразной компенсаторной реакцией, которая направлена на защиту от травмирующей внешней среды. Развитие познавательных процессов протекает с выраженным искажением, что обусловлено их повышенной аффективностью. Наблюдаются рудиментарные способы обследования предметов: обнюхивание, облизывание и т.д. Аффективный компонент восприятия у детей с РДА доминирует на более поздних этапах, а у здорового ребёнка к концу школьного возраста. Память – высокий уровень развития. Сам процесс памяти носит изолированный характер и в её использовании проявляется выраженная автономия. Нарушение взаимодействия психических функций наиболее специфично проявляется в формировании речи и мышления. Между словом и предметом выявляется диффузный характер. Аффетивно насыщенная акустическая сторона слова приобретает самостоятельное значение, которое проявляется в явлении автономной речи. Тесная связь нарушения мышления и интеллектуальной деятельности с недостаточностью аффективной сферы (явление аутизма). Особенности мышления младших школьников – выявлены преобладания перцептивных обобщений, несмотря на достаточно высокий уровень развития понятийного мышления. Это объясняется задержкой развития социального опыта ребёнка с РДА.
Никольская О.С. с соавт. выделяет 4 основные группы детей с РДА в зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешней средой: 1.Группа 1 – дети характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, поведение носит полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нём. Наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте наблюдается выраженное нарушение активностии дискомфорт; проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм – максимально глубокий, проявляется как полная отрешённость от происходящего вокруг. Авторы выделяют отрешённость от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.
2.Группа 2 – дети отличаются более целенаправленным поведением. Самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы вырабатываются спонтанно. Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущий патопсихологический синдром – это отвержение окружающей реальности.
3. Группа 3 – характеризуется большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У них более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущий патопсихологический синдром – замещение с целью противостояния аффективной патологии.
4. Группа 4 – характеризуется менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на переднем плане вступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в их тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основной патопсихологический синдром – повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. Наблюдается развёрнутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
|