Студопедия — Ход урока. І. Объявление темы, цели урока
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ход урока. І. Объявление темы, цели урока






І. Объявление темы, цели урока

Слово учителя:

– Известно, что особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всём её многообразии. Так, если художник запечатлевает на полотне конкретный момент, историк документально воссоздаёт то или иное событие, то литература отражает мир в художественных образах. И одним из художественных средств создания картины природы является пейзаж.

– На уроке мы должны будем проследить, как автор воссоздаёт образ степи, какие художественные изобразительные средства для этого используют, и попытаемся выяснить, какую роль играет пейзаж в произведении.

– На уроке мы должны будем проследить, как автор рисует образ степи, какие художественные средства для этого использует, и попробуем выяснить, какую роль играет пейзаж в этом произведении

– Обратите внимание на доску. Опорными на уроке будут такие слова, как:

· пейзаж,

· композиция,

· цветопись,

· звукопись,

· эпитет,

· метафора,

· гипербола,

· сравнение,

· олицетворение.

– Это те понятия, без которых мы не можем выполнить задания, поставленные на уроке.

II. Актуализация опорных знаний:

- Что такое пейзаж?

- Какие виды пейзажей вам известны?

Пейзаж (франц. – страна, местность) – один из композиционных элементов художественного произведения: описание природы, какого-нибудь открытого пространства внешнего мира. Существуют статичные пейзажи (спокойное уравновешенное изображение природы) и динамичные (когда действуют стихийные силы природы). По тематике пейзажи делятся на степной, лесной, маринистический (описание моря), урбанистический (описание города), индустриальный (описание заводов шахт и т.д.).

– В художественном произведении автор вдыхает жизнь в пейзаж – он оживает, начинает играть всеми красками и звуками, удивляет нас, читателей, своей необычайной красотой. На уроке мы попробуем в этом убедиться.

III. Формирование новых знаний и навыков:

1. Выразительное чтение учащимся описания степи днём.

2. Беседа по прочитанному:

– К какому типу речи относится данный текст? (Описание).

– Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки).

– Какое время суток описал автор? Докажите, опираясь на текст.

Ученики отмечают, что если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. («Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь»).

3. Работа над композицией описания:

- Сначала Гоголь даёт описание всего необъятного степного пространства («Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною девственную пустынны»).

- Затем автор рисует образ земли во всем ее многообразии («Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов»).

- И далее от описания земли автор переходит к описанию неба и птиц
(«Воздух был наполнен … и блеснула перед солнцем»). Таким образом, картина воссоздаётся от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

- Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? (Отношение автора к степи).

- Как вы считаете, почему в последнем предложении содержится такое восклицание: «Черт возьми, степи, как вы хороши!». Ведь можно было сказать проще: «Как хороши вы, степи!» (Ученики говорят о том, что автор выражает, таким образом, любовь, изумление, высшую степень восхищения. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой).

- С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? (Образ волны, моря, океана). «Неизмеримые волны диких растений; поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха».

4. Работа над цветописью: кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. Это называется цветописью:

- Каков же основной фон степной поверхности? («Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).

- Как вы понимаете слово «брызнули»? (Рассыпались по всей поверхности, как разноцветные брызги).

- А теперь посмотрим, какие же это были цвета. («Голубые, синие, лиловые волошки; жёлтый дрок; белая кашка; синие волны воздуха»).

- Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого «зелёно-золотого океана» и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? («В небе неподвижно стояли ястребы», «шныряли куропатки», «подымалась мерными взмахами чайка», туча гусей).

4. Работа над звукописью:

- Итак, благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всём её великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь..

- Как вы думаете, какие это образы? (Зрительные).

- Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? (Звуки).

- Какие это будут образы? (Слуховые).

- И опять-таки автор с помощью слова создаёт теперь уже звуки. Это называется звукопись.

- Найдите в тексте примеры звукописи. («Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере»).

- Какие ещё звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? (Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы).

- Множество звуков, обилие красок – всё это создает яркую, неповторимую картину природы.

- Работа над средствами художественной выразительности:

- При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали? Учащиеся называют эти средства изображения:

· Эпитеты: «зелёно-золотой океан».

· Метафоры: «жёлтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою»; «чайка роскошно купалась…»; «миллионы разных цветов брызнули»; чайка «мелькает одною чёрною точкою».

· Гиперболы: «поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном»; «неизмеримые волны растений»; «миллионы разных цветов»; «тысяча разных птичьих свистов»; «туча диких гусей»).

– Теперь посмотрим, как автор описывает степь ночью, и попробуем сравнить эти два описания.

6. Выразительное чтение описания ночной степи одним из учащихся.

7. Работа в группах: учащиеся самостоятельно прослеживают те изменения, которые происходят в степи ночью и сравнивают ночной пейзаж с дневным.

- 1-я группа – анализирует композицию и отвечает на вопрос: «Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?»

- 2-я группа – находят зрительные образы (цветопись).

- 3-я группа – находят слуховые образы (звукопись).

- 4-я группа находят изобразительные средства языка.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 908. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия