Как мужик сына получил
Автор О. Н. Даниловец Жил-был мужик и не было у него детей. Очень он хотел сына, чтобы было продолжение рода, чтобы фамилия его не канула в небытие. Почти отчаялся мужик, пить начал с горя, ни с кем не хотел говорить, даже с женой своей верной и любимой. Пошел он в лес, напился до чертиков и уснул. Спит он и видит сон, старушка подходит к нему и говорит: «Будет у тебя сын, если будешь делать все так, как я скажу. Приди вечером, возьми зерна и перебирая их в руках, произнеси молитву богине плодородия, да приговаривай все то, чему ты сына своего научишь». Проснулся мужик и побрел домой, встал в угол и давай читать:
Подари мне, Макошь, сыночка удалого, Крепкого как горы наши, Быстрого как реки, Красивого и ясного как солнце красное. Научу я его всегда быть смелым как лев, Умным как мудрец. Пусть продолжит он мой род с достоинством, И буду горд за него.
И так каждый день повторял он эту молитву, а весной, когда все зацвело, родился у мужика долгожданный сын, ведь не зря Весна на Руси традиционно связывалась с женским началом, дарующим жизнь. Назвал мужик сына Переславом (на Руси наиболее славный) и воспитывал так, как обещал богине плодородия, говорил ему: «Старых чти как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеешь хорошего, то не забывай, а чего не умеешь, тому учись». Учил сам всему его: как пищу добыть, дом построить, жену хорошую выбрать. Был всегда примером, во всем сын на отца полагался. И вырос у него настоящий богатырь, наследник и защитник. Комментарий. В данной небольшой работе есть немало скрытых смыслов. Главные смыслы в обобщенном виде прокомментируем после второй сказки. Здесь для мужика поначалу смысл продолжения рода не ясен и, похоже, сводится к продолжению фамилии. При такой сложности, при таком несчастье, как отсутствие детей, мужик не ищет причину в себе, не очищается телесно и духовно, а наоборот, напивается «до чертиков». Это в психиатрии называется психоз, белая горячка. Не разговаривает с любимой женой (потеря связи с близкими характерна для алкоголиков и психически больных). Далее ему помогает Макошь, причем, это богиня женского плодородия. А у нас действительно идет феминизация всего и вся, в том числе мужского образа у женщин, что, возможно, здесь проявилось в подсознательной проекции, так как далее у автора речь о плодородии идет как о женском начале. В народных сказках герой добивается результата, преображаясь, очищаясь внутренне, здесь же помощь богини почему-то приходит не только без усилий мужика, но и при его крайне отрицательном поведении, причем накануне рождения сына. И далее, каким-то незаработанным чудом у мужика все получается и он даже становится примером сыну. В этой работе, возможно, отразились современные российские личные и общественные стереотипы, мифы и идеалы инфантилизма, эгоизма, желания получить все и сразу даром. Какой-то революционно-патологический, искусственно привитый обществу стереотип, когда «из грязи в князи», и есть желание «на чужом горбу в рай въехать». Вместе с этими вещами Олеся в своем, безусловно, интересном творчестве, позволила нам приоткрыть нам наши же подсознательные стереотипы, а также смогла привести сказку, а значит, и свои внутренние образы достижения, к счастливому все-таки концу. Это ее вторая опубликованная работа.
|