Религиозный фактор в современном политическом процессе
Общим уже стало утверждение ученых о возвращении религии в жизнь современных обществ. «Конец двадцатого века стал свидетелем повсеместного возрождения религий (la Revanshe de Dieu)»* – констатирует известный американский политолог Самюэль Хантингтон. При этом речь идет не только о возрождении влияния религии на частную жизнь, но и об усилении религиозного фактора в общественно значимой деятельности людей, в том числе политике. Религиозный фактор как динамичная система религиозно-философских взглядов (догматика, теология, религиозная философия, которая включает различные современные философские идеи; культ как наиболее стабильный консервативный элемент; отношения между сторонниками той или иной религии, которые сложились в ходе культовой деятельности, их отношение к другим конфессиям; разные институты – церковь, секта, деноминация, новые религиозные движения и т.д.), оказывает влияние на жизнь общества. Как правило, он определяет лояльность граждан государству, консолидирует верующих, вносит интегрирующий и стабилизирующий элемент в общественную жизнь государства. Вместе с тем, в переломные моменты истории, когда недостаточно сильной является сама государственная власть, во время социально-экономического кризиса в стране религиозный фактор может оказывать дезинтегрирующее влияние на общественную жизнь, вносить дополнительную напряженность в общественные отношения, способствовать межконфессиональным и межэтническим конфликтам. Когда светское государство провозглашает принцип равноудаленности от конфессий, предоставляет им право самим решать внутренние проблемы, то определенная часть общества активно принимает участие в религиозной деятельности, тем самым, оказывая влияние на общество. В этом случае религиозный фактор функционирует в обществе и государстве, не создавая проблем. Рост значимости религиозного фактора в политической сфере страны связан с тенденцией, которая обозначается как «религиозное возрождение». Термин «религиозное возрождение» стал общеупотребительным в связи с возрастанием роли религиозного фактора в общественной жизни. Религиозная жизнь современной Беларуси тесно переплелась с социальной, политической жизнью. Существенно и то, что религия воспринимается человеком как фактор самоидентификации. Размежевание населения многонационального белорусского государства по этноконфессиональному принципу стало заметной чертой нашего времени. Для части наших сограждан религиозность выступает как форма протеста и отхода от неприемлемой для них социально-политической действительности. Кроме того, многими белорусами религия воспринимается как важнейший элемент национальной культуры. Упразднение в начале 1990-х годов ограничений права граждан на свободу вероисповеданий, признание общественной ценности религии, а также значимости церковного служения создало в белорусском государстве новую ситуацию. Религия стала важным фактором общественной и государственной жизни. В новой религиозной ситуации произошло значительное увеличение числа конфессий, деноминаций, религиозных направлений, наблюдается быстрый рост числа их последователей. За последние 17 лет число религиозных организаций увеличилось почти в четыре раза и составляет 2971.
|