Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого
Льва Николаевича Толстого (1828—1910), Педа гогической деятельностью Л.Н. Толстой начал заниматься с 1859 г., когда была открыта школа в Ясной Поляне. С осени 1861 г. школа была реорганизована, в основу всей системы обучения был положен принцип свободного творчества де тей, реализующегося при помощи преподавателей. Одновре менно с открытием школы начал выходить педагогический журнал «Ясная Поляна», на страницах которого печатались статьи самого Л.Н. Толстого о народном образовании и со общения учителей. В эти годы Л.Н. Толстой выступил с рез кой критикой традиционной школы. Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка Л.Н. Толстой утверждал, что в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы. В 1872 г. была издана составленная Л.Н. Толстым «Азбука», в 1875 г. — Ш «Новая азбука» и четыре книги для чтения. Одновременно он возобновил свою учительскую деятельность, стремясь проверить на прак тике разработанную им методику обучения грамоте. Боль шую поддержку получила у Л.Н. Толстого инициатива самих крестьян по открытию сельских школ. Этому была посвяще на статья Л.Н. Толстого «О народном образовании» (1874). В 1875 г. Л.Н. Толстой задумал открыть двухгодичные педа гогические курсы или учительскую семинарию с целью под готовки учителей, соответствующих потребностям народной сельской школы. В 1876 г. Министерство народного просвеще ния разрешило ему открыть учительскую семинарию, однако идея не нашла поддержки у земства и не была реализована. В 90-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой меняет многое в своих пре жних взглядах на образование, исходя из предложенной им идеи нравственной революции, в основе которой лежал те зис о свободном самоулучшении личности. В трактате «Цар ство Божие внутри Вас» (1890—1893) он доказывал, что ду ховный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. След ствием этого явилось изменение всех педагогических подхо дов, прежде отстаивавшихся Л.Н. Толстым. Задача педагоги ческой науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препят ствовать такому совпадению. Своеобразным итогом размышлений Л.Н. Толстого-педа гога стала статья «О воспитании» (1909). В ней он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Однако самым важным в образовании, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обуче ния на основе религиозно-нравственного учения. Чтобы эта свобода не стала хаосом в пре подавании, нужны религия и нравственность. Поэтому первое — и глав ное знание, которое прежде всего нужно дать детям, — воз можность осознать самих себя: как мне жить и что считать всегда, при всех условиях хорошим и дурным. Многое в ус пешном движении человека по пути самоулучшения лично сти зависит, по мнению Л.Н. Толстого, от того примера, который подает учитель. В статье «Общие замечания для учителей» (1872) он так определял ведущее качество личности учителя: это — лю бовь. Если учитель любит свое дело, он будет хорошим учи телем, если он имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал много книг, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам; совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения, Самый действенный метод, по мнению Л.Н. Толстого - живое слово учителя. Идеи Л.Н. Толстого получили дальнейшее развитие в дея тельности других педагогов конца XIX — начала XX в.
|