Примечания к докладу И.Яковенко
1. Древний индийский трактат, посвященный сфере чувственной, эмоциональной жизни, вожделения и любви. 2. Павел Солдатов. Русский народный судебник. Httr://www/liberal.ru/articles/4801. 3. Буганов А.В. Русская история в памяти крестьян ХIХ в. И национальное самосознание. М. 1992. С.82-92. 4. См.: И.Г.Яковенко. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические массового террора. «Мир психологии». 1998. №3. 5. В современной России статистика насчитывает 0,5% оправдательных приговоров. Для сравнения: общая практика цивилизованных стран колеблется между 20 и 40 процентами. 6. Яковенко И.Г. Познание России: цивилизационный анализ. М., 2008. 7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 8. Хачатурян В.М. «Вторая жизнь» архаики: архаизующие тенденции в цивилизационном процессе. М., 2009. 9. Там же. С.57. 10. Там же. C.60. 11. Культ Победы – языческий государственный культ Рима. В римской сенатской курии стоял алтарь Победы. Показательно, что утверждение христианства привело к упразднению этого культа. В 382 году император Грациан, сложивший с себя титул верховного понтифика (жреца языческих культов), приказал вынести статую богини Виктории из римской курии. 12. Я отдаю себе отчет в том, что на продвижение Сталина работают серьезные силы и тратятся значительные ресурсы. Полки в книжных магазинах с монографиями, посвященными великому вождю, впечатляют своими размерами. Тем не менее, помимо социальных интересов отдельных элитных групп, есть и ответ массового низового сознания. 13. Архангельский Андрей. Миф Сталина //Старо-новые российские мифы: кризис знания или сознания? / Под ред. Ф.Бомсдорфа, Г.Бордюгова, Е.Гениевой. М.,2009. С. 98. Игорь Клямкин: Уважаемые коллеги, сегодня у нас есть возможность представить себе кризис культуры в России в количественном измерении. Или, говоря иначе, увидеть его глазами социолога. Доклад Натальи Евгеньевны Тихоновой «Особенности нормативно-ценностной системы российского общества», который нам предстоит рассмотреть, содержит обширную информацию, позволяющую судить о природе этого кризиса, его глубине и перспективах его преодоления. Мы уже не раз говорили о роли и месте традиции в современной российской культуре. При этом согласовать позиции участникам семинара так до сих пор и не удалось. Алексей Давыдов и Игорь Яковенко остаются при своем мнении о доминировании в этой культуре традиционалистского начала, а Эмиль Паин продолжает стоять на том, что ее традиционность уже разрушена и почти никак и ни в чем не проявляется. У Натальи Евгеньевны на этот счет своя точка зрения, которую она обосновывает, в том числе, и данными регулярно проводимых при ее непосредственном участии социологических опросов. Докладчик показывает, что в современной России идет процесс разрушения традиционной культуры, ее норм, ценностей и установок при одновременном формировании культуры модерна. Однако в самом этом модерне, по мнению Натальи Евгеньевны, сохраняется преемственная связь с традицией. Связь, которая не позволит, как полагает докладчик, утвердиться в России модерну западного типа и обусловит формирование в ней культуры модерна «альтернативного». Такова концепция доклада, который нам предстоит обсудить.
|