Студопедия — Занятие 5
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 5






Невербальное поведение педагога, или Как понять человека без слов

Цель: знакомство с техникой оптимального педагогического же­стикулирования, использования невербальных средств общения для установления контакта.

План занятия:

1. Приветствие «Улыбка».

2. Упражнения: «С чего начать», «Запрет на жесты», «Зеркаль­
ное отражение», «Наша мимика, или Читаем лицо», «Наблюдаем
педагогические жесты», «Тренируем жест педагога», «Невербальное
поведение педагога на учебном занятии».

3. Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Мои представления о
«языке телодвижений» и как он помогает мне в общении».

4. Анализ занятия. Дискуссия «Проблемы использования пре­
подавателем стратегии невербального поведения».

5. Домашнее задание. Памятка молодому преподавателю «Сти­
ли общения преподавателя со студентами».

6. Задание для самостоятельной работы:

 

1) Аннотация книги Е. А. Петровой «Жесты в педагогическом
процессе». Методическая разработка тем по материалам книги.

2) Наблюдение «Зрительный контакт в повседневной жизни».

7. Психогимнастика «Надежды маленький оркестрик».

Вступление: общение педагога со своими подопечными реали­зуется с помощью не только слов, но и жестов, мимики, которые нередко значительно усиливают как позитивные, так и негативные аспекты установления контактов. Понимание «языка телодвиже­ний» — одно из важнейших умений преподавателя. На сегодняш­нем занятии мы будем тренироваться в этом умении.

Приветствие «Улыбка»

Цель: определить функции улыбки как средства передачи сооб-Щения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой.

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем при­ветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право вы брать разные варианты улыбок: искреннюю, неискреннюю, иро­ничную, надменную и т. п. Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка ис­
кренняя, неискренняя, ироничная и т. п.?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку в качестве привет­
ствия?

3. Как часто и в каких ситуациях обычно вы используете улыб­
ку для установления контакта?

Упражнение 1. «С чего начать»

Цель: зафиксировать внимание на невербальных признаках сво­его поведения в процессе общения.

Задание: обобщение собственной практики использования «язы­ка тела» для установления контактов с собеседниками.

Инструкция: вспомните несколько ситуаций общения с колле­гами по работе, со студентами (детьми) в аудитории на учебном занятии, со своими домочадцами. Проанализируйте свое невер­бальное поведение, сделав акцент на следующих вопросах:

1. Когда вы хотите лучше понять человека в процессе обще­
ния? На какие признаки (вербальные или невербальные) вы обра­
щаете внимание и почему?

2. Опишите, как вы обычно выражаете людям свою симпатию,
одобрение, сочувствие и, наоборот, антипатию, нетерпение, не­
одобрение, действуя невербально?

3. Выделите, какие жесты вы чаще всего используете во время
учебного процесса для поддержания внимания аудитории, иллюс­
трации или регуляции речевого потока, передачи информации или
для выражения педагогического требования, демонстрации собст­
венного внимания по отношению к обучаемым.

Упражнение 2. «Запрет на жесты»

Цель: выделение значения жестикуляции как средства вырази­тельности при передаче информации и регулирования психическо­го состояния человека.

Задание: обсудить интересную для собеседника тему в услови­ях запрета на жесты.

Инструкция: выберите себе партнера для обсуждения интересу­ющей вас темы (тема может быть педагогической, носить лично­стный характер, отражать совместные интересы и т. д.). Займите фиксированную позу (например, сидя на стуле, руки на коленях) и не меняйте ее в течение 3—5 мин разговора. Затем снимите за­прет и продолжайте беседу в нормальном режиме. Обменяйтесь впечатлениями.

Анализ упражнения:

1. Что вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?

2. На чем вы больше фиксировали внимание: на содержании
разговора или на удержании позы?

3. Что вам захотелось сделать сразу после отмены запрета?

4. Выделите те жесты, которые, как вам кажется, помогли вам
сделать беседу более интересной и привлекательной.

Упражнение 3. «Зеркальное отражение»

Цель: установление положительного настроя с собеседником при помощи имитации его «языка тела».

Задание: научиться имитации «языка тела» партнера по обще­нию.

Инструкция: в технологии установления контакта немаловаж­ную роль играет умение подстраиваться под своего собеседника. Одним из способов является техника зеркального отражения (Д. Коэн). Такое отражение, если оно сдержанное и осторожное, вызывает расположение к собеседнику. Вспомните детское упраж­нение «Зеркало». В нем ведущий показывает движение, а стоящие в кругу его повторяют. Представьте себя в роли либо ведущего, ли­бо имитатора. Во время беседы (обсуждение кинофильма, интерес­ной книги по педагогике и психологии и т. п.) постарайтесь под­строиться к своему собеседнику с помощью имитации его «языка тела», но делайте это деликатно, чутко, акцентируйте внимание на сообщениях (например, состояние восторга, удивления, внимания, сосредоточенности, одобрения, выражения иронии). Если ведущий проявляет сердечность, то усильте ее. Будьте осторожны, так как точное повторение движений партнера выглядит нарочито, собе­седник может воспринять ваши попытки установить позитивный контакт как манипуляцию.

Анализ упражнения:

1. Что вам больше всего не понравилось в этом упражнении?

2. Что понравилось делать больше всего?

3. Почему «подстройки» чаще воспринимаются как манипу­
ляция?

4. Насколько трудно было «отзеркалить» партнера по общению?

Упражнение 4. «Наша мимика, или Читаем лицо»

Цель: выработка навыка согласовывать собственную мимику со словесными высказываниями, выделение мимических сигналов, по­нимание механизмов управления собственной мимикой.

Задание: оценить выражение собственного лица.

Инструкция: говоря о мимике, мы имеем в виду черты лица, глаза, направление взгляда, которые часто выражают наше истин­ное эмоциональное отношение к получаемой информации или к партнеру по общению. В этом упражнении нам предоставляется возможность поучиться управлять своей мимикой.

Для начала достаньте ваши зеркальца и внимательно посмот­рите на себя. Проведите словесный комментарий увиденного ва ми в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как мож­но больше мимических сигналов.

Примерный образец описания: «Я морщу лоб, мои губы сжа­ты, у меня довольный (недовольный) взгляд, складки возле глаз и т. д.».

Опишите себя:

1. Как я сейчас выгляжу?

2. Какое впечатление произвожу на окружающих?
Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Есть люди»:

Есть люди: мысли их и жесты

До оскорбительности ясны.

Есть люди: их мечты — как тихие невесты,

Они непознанно-прекрасны.

Есть люди — с голосом противным,

Как резкий, жесткий крик шакала.

Есть люди — с голосом глубоким и призывным,

В котором Вечность задремала.

О, жалок тот, кто носит крики

В своей душе, всегда смущенной.

Блажен, с кем говорят негаснущие лики,

Его душа — как лебедь сонный.

Во время чтения придайте своему лицу выражение безразли­чия, радости, враждебности и т. д. (темы выбираются по желанию). Ответьте на вопросы:

1. Легко ли вам управлять мышцами лица?

2. Насколько удалось читающему точно выполнить задание?

3. Получилось ли нужное выражение лица?

Для выполнения задания можно использовать фрагмент из ро­мана «Война и мир» Л. Толстого (об Элен, ее глазах).

Чтобы проверить согласованность вашей мимики и словесных высказываний, прочитайте (перескажите) отрывок из своей люби­мой сказки. Сделать это надо как в театре, где есть артисты и зри­тели.

Вопросы к зрителям:

1. Воспринимается ли «согласованная мимика» отдельно от
текста?

2. Перечислите мимические сигналы, которыми пользовался
«артист».

3. Наблюдалась ли несогласованность мимики и слова и в чем
она проявлялась?

Упражнение 5. «Наблюдаем педагогические жесты»

Цель: развитие умения выделять особенности невербального по­ведения в ситуации педагогического общения.

Оборудование: видеофрагменты из кинофильмов «Большая пе­ремена», «Доживем до понедельника» и т. д.

Задание: по видеофрагменту провести анализ «языка телодви­жений» педагога.

Инструкция: по видеофрагменту выделить особенности исполь­зования педагогом невербальных средств общения во время кон­такта с обучаемыми.

Анализ упражнения:

1. Какими жестами педагог приветствует класс?

2. Какие жесты он использует для объяснения материала или
во время опроса?

Упражнение 6. «Тренируем жест педагога»

Цель: формирование умения фиксированного использования пе­дагогического жеста в соответствии с конкретной ситуацией педа­гогического общения.

Задание: применять жесты для обозначения поведенческой ли­нии преподавателя в студенческой аудитории.

Инструкция: выполните следующие задания:

Задание 1. Обыграйте жестами ситуацию приветствия препода­вателем студенческой аудитории (незнакомая аудитория; аудитория, позитивно настроенная на общение; аудитория, воспринимающая преподавателя негативно, и т. д.).

Задание 2. Представьте ситуацию: во время объяснения мате­риала на лекции вы заметили:

а) что в аудитории часть студентов занята своими делами и не
слушает лектора. Опишите жесты, которыми вы попытаетесь при­
влечь внимание студентов;

б) что в аудитории находятся студенты, сознательно нарушаю­
щие дисциплину, и вам необходимо по этому поводу сделать им
замечание. Покажите серию жестов, которые позволят вам при­
звать нарушителей к ответу;

в) что часть аудитории принимает и понимает ваши попытки
провести лекцию интересно, а вам, чтобы не потерять контакт с
аудиторией, следует обратиться к студентам с просьбой. Просьба
соответствует одному из описанных стилей отношений преподава­
теля со студентами (авторитарный, демократический, либерально-
попустительский).

Упражнение 7. «Невербальное поведение педагога на учебном занятии»

Цель: использование различных невербальных средств общения (жестикуляции, мимики, позы) на разных этапах проведения лек-Ции: при сообщении цели-мотивации занятия, изложении нового материала, обобщении материала.

Задание: научиться выбирать и использовать систему невербаль­ных средств общения во время учебного занятия.-

Инструкция: по домашним заготовкам воспроизведите неболь­шой фрагмент информативной лекции по любому из предметов психолого-педагогического цикла. При этом покажите, какие же­сты будут использованы для передачи информации, как мимика будет соответствовать словесным высказываниям, какую позу пред­почтительнее занять во время чтения лекции.

Вариант задания: проанализируйте конспект лекции с учетом перечисленных требований, выделите линию невербального пове­дения преподавателя.

Вопросы: что, на ваш взгляд, является наиболее интересным в стратегии невербального поведения преподавателя? Что возьмете в свою педагогическую копилку?

Анализ упражнения:

1. Следует ли говорить о специальной стратегии невербально­
го поведения преподавателя во время контакта с аудиторией?

2. Что мешает педагогу это сделать?

3. Выскажите свое отношение к выполнению упражнения те­
ми, кто показывал свои домашние заготовки.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 861. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия