Студопедия — Занятие 7
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 7






Как наше слово отзовется,

или Немного о выразительности

речи педагога

Цель: тренировка выразительности и суггестивности речи пре­подавателя для расширения диапазона словесных воздействий в си­туациях педагогического общения.

План занятия:

1. Приветствие «Сказочный образ».

2. Упражнения: «Сила языка», «Мелодия речи», «Имитация ин­
тонации», «Делать паузы», «Громкий и четкий разговор», «Внуша­
ющая сила голоса».

3. Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Вопросы к самому себе».

4. Анализ занятия. «Ставим оценку».

5. Задание для самостоятельной работы: «Работаем над выра­
зительностью речи преподавателя».

6 Домашнее задание: «Выстраиваем логику предстоящего обще­ния».

7. Психогимнастика «Зарядка Винни Пуха».

Вступление: общение преподавателя с аудиторией всегда реали­зуется посредством речи, которая должна быть наилучшим обра­зом приспособлена к подаче информации, убеждению или внуше

нию. Эта оптимальность достигается за счет овладения педагогом так называемой техникой речи. Она включает в себя разные ас­пекты, в частности интонационную выразительность голоса, по­средством которого в звучащем слове передаются мельчайшие смыс­ловые оттенки, создается определенный эмоциональный настрой, облегчается восприятие. Некоторые составляющие интонацион­ной выразительности нам предстоит отработать на сегодняшнем занятии.

Приветствие «Сказочный образ»

Цель: развитие ассоциативного мышления, фиксация внимания на создании позитивного восприятия образа участников занятия.

Задание: рассказать об ассоциациях, возникающих от восприя­тия конкретного участника тренинга.

Инструкция: для педагога немаловажное значение имеет его уме­ние использовать в своей работе образные сравнения. Сегодня приветствие партнера будет происходить через ассоциацию его об­раза со сказочным персонажем. Все сидят по кругу, но участники высказываются по желанию. Таким образом, каждый из присутст­вующих может получить не одну, а несколько ассоциаций; Следу­ет увидеть партнера только с позитивной стороны.

Анализ упражнения:

1. Насколько точно совпали сказочный и реальный образы?

2. Ожидал ли конкретный человек такого сравнения?

3. В чем вы испытывали трудности при выполнении задания?

Упражнение 1. «Сила языка»

Цель: определение значения смысловых утверждений.

Задание: путем речевой модуляции показать значение смысло­вых утверждений в ситуации общения.

Инструкция: работа осуществляется в диадах. Партнеры сидят друг напротив друга. Они смотрят в глаза и поочередно произно­сят фразу, которая начинается словами «Я должен...» (три вариан­та). Затем эта фраза изменяется на «Я хочу...», потом на «Я не мо­гу...», «Я не хочу...». Затем три предложения «Я боюсь, что...» заменяются на «Я хотел бы...». Все остальное в фразе остается не­изменным.

Анализ упражнения:

1. Сколько смысловых утверждений совпало?

2. Что получилось при изменении фразы?

3. Насколько трудно было выполнять задание?

Упражнение 2. «Мелодия речи»

Цель: отработка навыков передачи смысловых акцентов в речи.

Задание: произнести заданные фразы с различной интонацией.

Инструкция: мелодия нашей речи определяется тем, насколько

в момент произнесения фразы у нас увеличивается или уменьша

ется высота голоса. Для выполнения задания предлагаются два ва­рианта:

1. Произнесите предложение: «Вы студент Иванов», расставляя
при этом знаки препинания и обращая внимание на мелодию го­
лоса во время произнесения. Правильно выполненное задание пред­
полагает, что мелодические изменения фразы влекут за собой из­
менение ее содержания (действительно ли это студент Иванов, или
мы делаем уточнение, или мы хотим проверить, не ослышались

ли мы).

2. Следует вызвать студента к доске равнодушно, доброжела­
тельно, спокойно, с юмором, с иронией.

Анализ упражнения:

1. Насколько удачно были выполнены задания?

2. Можно ли утверждать, что с помощью изменения мелодии
речи выражается отношение?

3. На что нужно обратить внимание преподавателю, чтобы про­
износимые фразы правильно воспринимались на уровне содер­
жания?

Упражнение 3. «Имитация интонации»

Цель: работа по снятию стереотипов восприятия интонации.

Задание: произнести хорошо знакомую всем фразу с несвойст­венной ей интонацией.

Инструкция: для речи большое значение имеет интонация. Имен­но она своей контрастностью произнесения различных звуков да­ет человеку возможность воспринимать информацию на логичес­ком и экспрессивно-эмоциональном уровнях. Ведущий (это может быть участник тренинга) вслух произносит всем хорошо знакомые строки, но делает это с неожиданными интонациями (внутри, в конце текста), создавая необычный мелодический рисунок. При­сутствующие хором повторяют все интонации ведущего. Фразы та­кие: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла...», «У лукоморья Дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ночью кот уче­ный все ходит по цепи кругом...».

Анализ упражнения:

1. Насколько точно была воспроизведена новая интонация уча­
стниками?

2. Удалось ли ведущему, участникам уйти от стереотипа?

3. Воспринимался ли смысл в новом варианте произнесения?

Упражнение 4. «Делать паузы»

Цель: определение назначения паузы как средства выразитель­ности речи.

Задание: произнести текст, делая разные паузы: логические, смысловые, психологические.

Инструкция: в выразительности нашей речи непоследнюю роль играют паузы. Пауза — это определенный информационный сиг-

 

нал к началу активного слушания. Вовремя выдержанная, вырази­тельная пауза может оказать большее воздействие, чем куча ска­занных слов. Пауза полезна во многих отношениях. Важно уметь делать паузу и соответственно интерпретировать молчание. Она об­легчает дыхание, дает возможность лектору сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Короткая пауза перед кульминаци­онным пунктом речи — один из способов наиболее ярко подчерк­нуть его. В следующих текстах расставьте паузы.

«Люби!» — поют шуршащие березы, Когда на них сережки расцвели. «Люби!» — поет сирень в цветной пыли. «Люби! Люби!» — поют, пылая, розы. Страшись безлюбья. И беги угрозы Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали. Твою зарю теченья зорь сожгли. Люби любовь. Люби огонь и грезы...

К. Бальмонт. «Люби»

«Ответная реакция органов ощущений зависит от силы воздей­ствия раздражителей, обладающих той или иной энергией — эле­ктромагнитной, химической, механической, тепловой, гравитаци­онной. Однако энергия внешних или внутренних стимулов не единственный источник активной сенсорики. Значительную роль в ее проявлениях играет энергия эмоций, которая сопровождает наши ощущения, когда они значимы для нас...» (В. В. Бойко. «Энергия эмоций в общении».)

Используя домашнюю заготовку, прочитайте свое любимое сти­хотворение, отрывок из детской сказки или другого художествен­ного произведения. Акцентируйте внимание слушателей на паузах.

Анализ упражнения:

1. Что не понравилось в этом упражнении?

2. Как в общении мы используем паузы чаще всего: осознан­
но или неосознанно?

3. Какой смысл имеют разные виды пауз?

4. Как следует корректировать свою работу по технике пауз каж­
дому из присутствующих?

Упражнение 5. «Громкий и четкий разговор»

Цель: отработка умения говорить громко и отчетливо.

Задание: опробовать разные способы громкого и отчетливого говорения.

Инструкция: первое задание будет выполняться таким образом: надо произнести строчки из стихотворения А. С. Пушкина: «Я по­мню чудное мгновенье: передо мной явилась ты...» губами, шепо­том, затем постепенно переходя на крик.

Второе задание: прочитать сказку, например «Колобок», «Реп­ка», и текст:

«Виною всему была кормилица. Напрасно госпожа консульша фридерман, едва ощутив подозрение, увещевала ее бороться со своим пороком. Напрасно этой особе, кроме питательного пива, ежедневно подносили еще по стаканчику красного вина. Оказыва­ется, она не гнушалась даже спиртом, заготовленным для спиртов-кИ; и, прежде чем ее рассчитали, прежде чем нашли другую, не­счастье свершилось...»

(Т. Манн «Маленький господин Фридерман»)

Вопросы:

1. Как был прочитан хорошо знакомый текст?

2. Оцените исполнение чтения отрывка из рассказа Т. Манна.
Акцентируйте внимание на отчетливости его произнесения.

3. Подтвердился или был опровергнут тезис: «Чем более све­
дущ говорящий в тексте (теме), тем увереннее говорит и тем яс­
нее выговаривает слова»?

Третье задание: вспомните жизненную ситуацию, где вы испы­тывали так называемую воинствующую агрессивность. Опишите ее. Выскажитесь относительно тех ощущений, которые до сих пор со­провождают вас при воспоминании о ней.

Анализ упражнения проходит в свободной форме. Вопросы за­дают друг другу участники.

Упражнение 6. «Внушающая сила голоса»

Цель: выделение особенностей суггестивности голоса.

Задание: выделить уровни суггестивности голоса и характерные признаки каждого уровня.

Инструкция: прочитайте отрывок из рассказа И. Тургенева «Пев­цы» и повести Н. Гоголя «Шинель». Ответьте на вопросы:

1. Выделите уровни суггестивности голоса героев.

2. Каковы характерные особенности проявления голоса Якова
и Акакия Акакиевича?

3. Какова реакция присутствующих в рассказе персонажей на
голоса героев?

4. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

«Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слег­ка разбит и звенел, как подтреснутый... но в нем была и непод­дельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и ка­кая-то увлекательно-беспечная грубая скорбь... Горячая душа звучала и Дышала в нем и так и хватала вас за сердце... Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел... голос его не трепетал бо­лее — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью стра­сти, которая стрелой вонзается в душу слушателя... Он пел... под­нимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым и страстным участием. Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее том­ление, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крик-нул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еЩе петь... Мы все стояли как оцепенелые». (И. Тургенев. «Певцы».)

 

«...Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то стран­ное заключалось в словах и голосе, с каким они были произне­сены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек... позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный...» (Н. Гоголь. «Шинель».)

Анализ упражнения:

1. Приведите реальные жизненные примеры суггестивности го­
лоса педагога.

2. При чтении отрывка вам хотелось обратить внимание на
выразительность певческой интонации или на суггестию голоса
певца?

3. Какие приемы внушения известны вам?

Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Вопросы к самому себе»

Цель: анализ собственной деятельности во время занятия.

Задание: ответить на вопросы и наметить стратегию поведения на следующем занятии.

Инструкция: обведите кружком те ответы, которые более всего соответствуют вашему представлению о собственной деятельности на занятии.

1. С каким настроением я пришел на занятие:

а) хорошим;

б) плохим;

в) никаким?

2. Удалось ли мне в процессе работы устранить физические,
психологические помехи:

а) да;

б) нет;

в) я абсолютно равнодушен к содержанию занятия?

3. У меня сегодня получилось лучше всего:

а) работать индивидуально;

б) участвовать в коллективной деятельности;

в) выражать свое отношение к происходящему;

г) скрывать мои истинные чувства;

д) выполнять роль, которой никто не знает.

4. Что не получилось совсем?

Анализ занятия. «Ставим оценку»

Цель: комплексное оценивание деятельности участников и со­держания занятия.

Задание: выставить оценку по пятибалльной системе.

Инструкция: участникам предлагается набор карточек, на кото­рых изображены цифры от 1 до 5. Нужно поставить оценку про­цессу деятельности участников на занятии и содержательной сто­роне занятия.

5 баллов — участнику было интересно, комфортно, полностью

удовлетворен;

4 балла — удовлетворен, но не полностью;

3 балла — было все равно, что происходило на занятии;

2 балла — «присутствовал при полном отсутствии»;

1 балл — сегодняшняя встреча — пустая трата времени.

Задание для самостоятельной работы «Работаем над выразительностью речи преподавателя»

Цель: коррекция и закрепление навыков выразительности речи

преподавателя.

Задание: подобрать систему упражнений для тренировки выра­зительности речи в системе конкретной ситуации педагогического

общения.

Инструкция: ваше профессиональное общение наверняка дает вам повод для совершенствования навыков выразительности речи. Продумайте, какой из ее аспектов вам надо улучшить. Быть мо­жет, это мелодия речи, ее скорость, паузы, громкость и отчетли­вость, звуковые проявления невербального характера. Поработай­те с литературой и подберите в ней упражнения, устраняющие имеющиеся у вас недостатки.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 692. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия