Лекция №14
Тема: Гуманизм Аль-Фараби. 1.Аль- Фараби основоположник гуманистической традиций в арабоязычной философии. В истории мировой научной мысли Фараби является одним из энциклопедических умов. Для Фараби как и для других представителей «мусульманского возрождения» характрны поиск «человеческого элемента» в науке, антропоцентристская устремленность научных интересов. Более того, гуманизм науки и философии той эпохи воплотился в его творчестве, которое является энциклопедией научных знаний того времени. Научная деятельность Фараби неразрывно связана с просветительской работы. Цель каждой работы Фараби видел в том, чтобы она оказалось чем-либо полезной человеку. Например в «Слове о классификации наук» Фараби пишет: «С помощью этой книги человек может сопоставить науки между собой и знать, какя наука из них достойнее, полезнее, совершеннее, достовернее, и сильнее, а какая менее значительна и слабее». Поиском «человеческого элемента» в науке и обусловлен интерес Фараби не столько к ее конкретной, эмпирической стороне, сколько к ее теоритическим и философским проблемам. В своих научных поисках Фараби, прежде всего, остается философом, интерес к науке которого подчинен главной цели: рациональному осмыслению многогранного мира человеческого бытия на основе убежденности в том, что «нет более веских, полезных и сильных доводов, чем свидетельства различных знаний об одной и той же вещи….» Таким образом, естественнонаучные знания и философия у Фараби являются равноправными, взаимосвязанными и взаимодополняющими способами познания различных сторон человеческой жизни, а вся его научная деятельность проникнута единым стремлением способствовать дальнейшему прогрессу общества, который он не мыслил без совершенствования каждого индивидуума, члена общества. 2.Человек как существо общественное. Абу Насыр Аль- Фараби впервые на средневеком Ближнем и Среднем Востоке выдвинул в качестве объекта философского осмысления вопросы о человеке и человеческом обществе, тем самым расширив границы рационального миропонимания до познания сущности человека, смысла его жизни. Фараби как и Аристотель выделял человека из всего мироздания не только как разумное животное, но и как человеческое, или гражданское животное, вследствие того, что в природе человека имеется свойство входить в связь и взаимодейсвие с другим человеком или группой людей. Причинно этого, согласно Фараби, заключается в том. Что человек нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в неком сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он видит потребность. При этом каждый человек по отношению к другому находится точно в таком же положении. 3.Гуманистические идеалы Аль- Фараби. Сопричастное к природе видение человека у Фараби обусловило понимание им общества как нечто сообразное с человеческим естеством, более того, философ уверен, что «лишь через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того,что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе» Цель общества и каждого человека Фараби видел в счастье, которое он интеллектуалистически объяснял как предельное знание.Развивая далее идею гармонии общества и индивида, Фараби приходит к выводу, что лучшее государство-то, которое в наибольшей степени соответствует человеческой природе, а совершенный человек – тот, кто приносит наибольшую пользу государству.Совершенный человек у Фараби личность,отдающая все свои силы на благо общества и познающая счастье в деле служения общественным интересам.в наибольшей степени соответствует человеческой природе, а совершенный человек – тот, кто приносит наибольшую пользу государству.Совершенный человек у Фараби личность,отдающая все свои силы на благо общества и познающая счастье в деле служения общественным интересам. Своеобразие гуманизма Аль- Фараби,то новое, что он дал для развития гуманистических идей, состоит в его направленности против исламского фатализма
|