Лекция 15
Тема: Психологическая мысль XI-XII в.в 1. Психологические воззрения Юсуфа Баласагуни В конце 10 века, было образовано государство Караханидов. В начале 11 века столица Караханидов была перенесена из г Баласагун в город Кашгар. Стремясь обрести славу просвященных правителей, караханиды держали при дворе поэтов, ученных, архитекторов- строителей, астрологов внесших огромный вклад в развитие культуры. Тем самым город превращается в крупный литературный и культурный центр. 2. Просвещение путь к счастью. Творчество Юсуфа относится именно к этому периоду. Юсуф родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году. Сам Юсуф называет этот город Куз- Орда. Он происходил из знатной тюрской семьи и получил хорошее по тем временам образование. Отец Юсуфа был известный музыкант и посветил правителю Баласагуна произведение для кобыза «Дарди Хусани». Юсуф воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюрским языкам, а также, арабскому и китайскому. Кроме того он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Известно также, что он был министром при дворе правителя восточной части государства Караханидов. Ему принадлежит написанная в 1069-1070 годах поэма «Кудатгу Билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым», «Благодатное знание». Это поэма обессмертила его имя, материал для нее автор собирал более 30 лет, а работа над поэмой заняла лишь полтора года.В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейна озера Иссык-Куля и Кашгарией, действующие лица- исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание- единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф. «Благодатное знание» является этико- моралистическим трактатом с глубоким философско- дидактическим смыслом. В нем изложены нормы идеального, по мнению автора, общества, правила поведения разных сословий, взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основной принцип, на котором должен основываться «счастливый» и «праведный» правитель – это соблюдение закона, в союзе с разумом и счастьем праведной жизни. Основная проблема, которая поднимается в «Кудатгу Билик»- проблема нравственности. Пропаганда добра и добрых дел стала основой морально- этических норм, выдвигаемых Юсуфом Баласагуни. Поэт напоминает человеку, что вечно лишь доброе имя, оставленное добрыми делами. Только в обществе, где есть справедливость и закон- счастлив народ. Признаками счастья, по мнению Юсуфа, являются знание и хорошее воспитание. Обязанность родителей считает поэт- воспитывать подрастающее поколение в строгости, скромным и трудолюбивым. Поэма состоит из 6520 бейтов (85 глав) и имеет приложение из 124 бейтов. Работа Юсуфа является одним из первых энциклопедических произведений на родном языке тюрков. Она является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в ней собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в обществе, природе. Планы семинарских (практических) занятий.
|