Первое поле "Закона гармонии" на Пути правителя
Оригинал: В тринадцатый год своего правления пошёл Правитель к мудрецу по имени Цзи-Цзы, чтобы задать ему вопросы. Вот что он ему сказал: "О, мудрейший Цзи-Цзы, Небеса молчаливо посылают людям свою силу, наводя порядок средь них, приводя в гармонию их жилища. Я же не знаю, как сформулировать эти законы и принципы гармонизирующей силы Небес". Так мудрец ответил правителю: "Я слышал, что некогда Гунь, пытаясь справиться с потопом, делал запруды и нарушил порядок пяти движений. Тогда господь разгневался и не дал ему "Закон гармонии", в котором девять полей. А с их помощью раскрываются неизменные законы наведения порядка. Гунь был наказан и не прощён до смерти, и тогда его наследник Юй продолжил дело отца. Вот Небо и даровало Юю "Закон гармонии" (ХУН-ФАНЬ), в котором девять полей. С помощью этих полей раскрываются неизменные законы наведения гармоничного порядка. В начале на первом поле говорится о Пяти движениях. На следующем, втором поле говорится о применении для поддержания правильного состояния Пяти дел правителя. На следующем, третьем поле говорится о применении для создания благополучия страны Восьми областей управления. На следующем, четвёртом поле говорится о применении для согласования всех действий Пяти календарных связей. На следующем, пятом поле говорится о применении для построения иерархии Великой гармонии власти. На следующем, шестом поле говорится о применении для поддержания порядка в стране Трёх качеств силы. На следующем, седьмом поле говорится о применении для достижения ясности Технологий разрешения сомнительных ситуаций. На следующем, восьмом поле говорится о применении для правильного осмысления происходящего Множества признаков природных процессов. На следующем, девятом поле говорится о применении Пяти состояний счастья и Шести крайностей как желательных или нежелательных характеристик развития личности, семьи, народа и т.д. Интерпретация: Когда-то в Поднебесной разлились воды потопа, а это, как известно, происходит вследствие нарушения гармонии двух начал - духовного и физического. Если не получается навести порядок, это значит, что правитель не знает Закона гармонизации общества. Потому он должен обратиться к мудрости, которая во все времена занимается тем, что старается сохранить вечные принципы и законы. Главный закон достижения гармонии в обществе - это правильное соотношение двух сил, духовного и физического начал, которые в китайской традиции называются Ян и Инь, а в России всегда определялись как душа и тело. То есть установление правильного соотношения между духовным и материальным является главной задачей правителя. В этой книге Правитель обращается к мудрецу, говоря, что вот и раньше один Правитель, по имени Гунь, пытался засыпать воды, остановить потоки, но Небо только пуще рассердилось, потому что, напрямую преграждая потоки, он нарушил порядок смены сил и состояний и получил ещё больший хаос, за что и был наказан. Известно, что вечные законы гармонии существуют. В отдельных проявлениях они видны во всех областях мира: в том, как прекрасны дети, как совершенно цветет сирень и по-особенному движется река на рассвете. Всё это отражает меру божественного устройства мира. Однако целостное и полное изложение не всегда доступно Правителю. Тот же, кто ясно мыслит, ясно излагает. Следовательно, ясное изложение этих принципов позволит понять технологию их применения для наведения порядка в обществе. Мудрец перечисляет девять категорий. В первом поле указывается на наличие принципов, а в остальных девяти говорится о применении того или иного принципа для тех или иных целей. То есть, во-первых, существует пять движений, пять типов движения, с помощью которых устанавливается мера соотношения двух начал, духовного и материального во времени года, во времени дня и вообще в любом временном цикле. А дальше приводится иерархия целей, которые необходимо достигать, чтобы не отклоняться от оптимального пути управления. Так что речь идёт о том, что правитель должен понимать: (1) наличие вечных и неизменных законов развития мира, которые он реализует через (2) поддержание правильного состояния внимания, для того чтобы (3) создать духовно богатое и сильное общество, и потому требуется (4) согласованность действий всех участников процесса управления, что автоматически подразумевает необходимость (5) построения иерархии власти, проводящей силу Небес в обществе. В существующей структуре необходимо: (6) поддерживать порядок, и потому нужно вовремя решать все возникающие проблемы, (7) сохраняя ясность через верное применение прогностических технологий, (8) правильно осмыслив происходящее через понимание знамений, (9) правитель мотивирует подчиненных, направляя их устремления к достижению гармонии. Такова, в общем, логика девяти полей, предложенных мудрецом правителю. Сама же матрица гармоничного управления не является исключительной особенностью китайского мышления, а отражает объективные законы действительности. Для этого в ней используется не всегда привычный для современного читателя язык. Книга была написана очень давно, несколько тысячелетий тому назад, потому мы позволим себе представить её в простой и доступной для каждого форме, проиллюстрировав повествования весёлыми рисунками и схемами.
|