АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
(или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. система стиха), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А.с. – это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А.с. называют еще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А.с. из поэмы “Владимир Ильич Ленин”. 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это – единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1– 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3– 4. 1 -1-2-2– (знаком “-” обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4 ударного дольника (см.), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой-нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2. Это первая проблема идентичности А.с. Для того чтобы он воспринимался как А.с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) между ударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке – три слога. Получается, что А.с. – это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А.с. состоит в том, что они имеют тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А.с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А.с., разрушается. М.Л.Гаспаров говорит в этом случае о вольном А.с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А.с. – это некая фикция, некий “симулякр” русской поэзии ХХв. Лит.: Гаспаров М.Л. Акцентный стих раннего Маяковского // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1969. – Вып. 236. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. – М., 1974.
|