СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Социологическое образование в России прошло в своем развитии очень непростой путь, несравненно более трудный, прерывистый и драматичный, чем тот, который мы наблюдаем во многих других странах. Российское социологическое образование разделило судьбу самой науки: с ней оно зарождалось, с ней переживало все тяготы недоверия и запретов, с ней прерывалось на долгие годы, чтобы затем возродиться вновь. Попытки наладить социологическое образование не жаловали разные режимы, и лишь стараниями энтузиастов, вопреки всем препятствиям были созданы и российская социологическая наука, и система подготовки профессионалов-социологов. «Преподавание социологии в учебных заведениях России в целом складывалось так же, как и в других странах, будучи вызвано к жизни успехами самой науки и необходимостью придать ей институциональные формы. Этот процесс сопровождался дискуссиями - прежде всего в среде университетской профессуры -о том, как лучше организовать обучение социологии, какие знания и в каком объеме необходимы учащимся школ разных уровней или студентам разных факультетов. Но была у русской социологии и своя особая специфика, свои, только ей присущие черты, которые в сфере образования преломились в виде особой глубины духовно-нравственного обоснования его начал. И эта сторона представляет интерес не только для решения сегодняшних задач университетской подготовки социологов и не только для разработки системы социологического образования в других вузах и школах разных профилей, но еще и как фактор приобщения человека к культуре, к непреходящим духовным ценностям. Изучая опыт прошлого, мы тем самым получаем возможность опереться на мощный потенциал отечественной науки, возрождая и развивая дальше гуманистические традиции научной и культурной жизни России»1. Первые русские социологи были школьными учителями, профессорами университетов и писателями, государственными деятелями, учеными-гуманитариями и естествоиспытателями, военными, лидерами общественных движений. Они закладывали традиции служения высшим идеалам человечности вопреки тем стеснениям, которые выпали на долю этой науки в нашей стране. А.И. Стронин, Н.И. Ножин, П.Ф. Лилиенфельд, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти, П.Л. Лавров, Г.Н. Вырубов, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, П.А. Сорокин - они стояли у истоков социологии России. Мировой опыт систематической подготовки профессиональных социологов и учреждение с этой целью необходимых институтов восходят к концу XIX в. В это время в Европе и Северной Америке, набирая темп, входит в завершающую стадию процесс институционализации социологии. К этому моменту завершалось самоопределение социологии как самостоятельной науки и начинала воплощаться в реальность идея создания международных организаций, научных центров, обществ, проведения научных конгрессов и т.д. Потребность социологов разных стран в живых контактах с коллегами, в соединении усилий для решения общезначимых научных задач, в укреплении связей между научными школами становится велением времени. Все отчетливей ощущалась и потребность в продуманной, целенаправленной подготовке образованных специалистов. Обсуждение проблем социологического образования не только способствовало уточнению одной из важнейших сторон процесса институционализации, но и превратилось в мощный стимул развития всех других его сторон. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX- начала XX в. М, 1994. С. 4. К концу XIX в. Европа - от Парижа и Лондона до Берлина, Вены и Рима - покрылась сетью социологических обществ. По традиции, лидером оставалась Франция. В Париже открылся Международный социологический институт, наметивший проводить регулярно, каждые три года, всемирные социологические конгрессы. Основанное в Париже Социологическое общество проводит свои ежемесячные заседания. «Социологические ежегодники», редактируемые Э. Дюркгеймом, публикуют научные обозрения из разных стран мира. В течение первого десятилетия было учреждено множество социологических журналов. Налаживается выпуск монографий по социологии. Процесс институцио-нализации набирает силу в США. Профессор А. Смолл в Чикаго начинает издавать «Американский социологический журнал». Конец XIX- начало XX в. можно считать периодом первых обобщений и попыток ввести официальное систематизированное преподавание социологии в университетах и других учебных заведениях стран Европы и Америки. Мировая научная общественность хорошо понимала, какое важное значение не только для развития науки и культуры, но и для будущего цивилизации имеет изучение социологии как можно большим числом людей. Французские ученые настойчиво боролись за права гражданства социологии как университетской науки. Русские профессора начинают включать социологический материал в свои лекции по самым разным дисциплинам (в том числе и естественным наукам), когда социология еще не стала предметом учебного плана. Этот путь проникновения новой науки в университетское образование Н.И. Кареев иллюстрирует примерами из практики известных ученых. Свои первые заметные шаги социологическое образование начинает делать в конце 1880-х гг., когда в Сорбонне открыли кафедру педагогики и социологии, которую возглавил Э. Дюрк-гейм. В 1889 г. в другом учебном заведении Франции - Высшей школе общественных наук - приступил к чтению лекций по социологии А. Бертран. В последние полтора десятилетия XIX в. социология постепенно приобретает статус обязательной учебной дисциплины как элемент учебных программ в ряде университетов, специализированных высших учебных заведений*. Систематическое преподава- ние социологии налаживается в Парижской школе права, в Высшей школе общественных наук (Париж). В университетах Бордо, Тулузы и др. социология вводится в качестве самостоятельного предмета преподавания. Впоследствии известный бельгийский социолог Г. де Грееф, обобщив свой 25-летний опыт, написал учебник, ставший популярным пособием для изучающих социологию в университетах США. В начале 1890-гг. на филологическом факультете в Монпелье начинает чтение лекций В. Ляпуж, которого в 1894 г. сменил М. Берне. В 1895 г. профессор Ш. Ле-турно объявил свой курс лекций в Парижской школе антропологии; в 1995/96 уч. г. профессор Г. Тард приступил к чтению лекций по политической социологии в Свободной школе политических наук в Париже. В 1890-е гг. преподавание социологии вводится и в других странах. К изучению социологии приступают сразу в двух университетах Бельгии. Здесь с 1893 г. были введены ученые степени лиценциата и доктора социальных наук, получение которых предполагало сдачу ряда экзаменов: по экономической истории, сравнительному изучению гражданских учреждений, сравнительному законодательству о труде, политэкономии, финансовой науке и по двум вопросам из других дисциплин - по выбору претендента. Для получения степени доктора требовалось также представить диссертацию по одному из этих предметов с ее публичной защитой. Социология начинает преподаваться в Германии (Г. Зиммель), Австрии (Л. Гумплович), Финляндии (Е. Вес-термарков), Швеции (Штейнмец), Дании (Сарке). Первые курсы социологии начинают читать в Токио. Большим энтузиастом социологического образования в США был Ф. Гиддингс, изложивший свои взгляды по этому вопросу в «Принципах социологии» (1891). Характерные черты российской науки об обществе и тех форм, в которых получали свою реализацию идеи социологического образования, обусловлены спецификой социально-культурных факторов, национальных традиций, характера политики государства в области культуры и просвещения, отношения к общественным наукам. Известный русский педагог П.Ф. Каптерев, говоря об условиях развития культуры и образования в России, обращал внимание на огромную разницу в культурных уровнях разных групп населения, создававшую, казалось, непреодолимые трудности в реализации любых мер в области просвещения и образования. Он писал: «Прекрасно образованные верхние слои и невежественные народные массы - обманчивое просвещение, не могущее оздоровить народную жизнь, придать силу народному творчеству, увеличить производительность труда народа. Это -неисчерпаемый источник зоологического национализма, стремление давить и угнетать все чужое, обвинять во всем других, а не себя - это источник народной бедности и народного бессилия»'. Статистика народных школ 1910-х гг. подтвердила правоту этих слов, показав, что «сильнейший враг России - не внешний, а внутренний, и этот враг - народное невежество»2. Разрыв между образованными слоями и основной массой населения был прямым следствием проводившейся в стране официальной политики. В XIX- начале XX вв. имело место резкое несовпадение взглядов передовой общественности и правящих сил на развитие грамотности и культуры населения России. Многие деятели русской культуры оставили свидетельства того плачевного состояния, в котором находилась в России система народного образования. Далеко не все правители России были достойны называться просвещенными монархами, те, кто смог сделать значительные шаги в области культуры и образования, были не всегда последовательны и оказывались не в состоянии наладить дело просвещения должным образом. С восшествием на престол Николая I, как отмечает замечательный историк С.М. Соловьев, «просвещение перестало быть заслугой, напротив, оно стало преступлением в глазах правительства; университеты подвергались опале... Начали прямо развращать людей, отвлекать их от серьезных занятий, внушать, чтобы они поменьше думали, побольше развлекались, побольше наслаждались жизнью: такие внушения делались воспитанникам училища правоведения; то же толковалось в университетах». В течение первой трети XIX в. в университетах России еще не было отчетливого деления на специальности. В Петербургском Цит. по: Кукушкина Е.И. Указ соч. С. 24. " Там же. Там же. С. 25. университете в 1820 г. была введена специализация всего лишь по двум разделам (отделениям): 1) физико-математическая и ес-тествоиспытательная; 2) историко-филологическая. Вторая состояла из трех специальностей - истории, филологии, востоковедения. Гуманитарные факультеты занимали весьма скромное место в общем объеме университетского образования, серьезно уступая по численности студентов и по царившей в них атмосфере более многолюдным и демократичным медицинским факультетам. Выпуски историко-филологических факультетов иногда были просто мизерными - не более 1-3 человек (исключение составляли юристы, успешно конкурировавшие с медиками). Но даже при столь малом числе выпускников эти факультеты играли значительную роль в научной и общественной жизни страны. Историко-филологический факультет давал хорошую научную подготовку тем, кто готовился к занятию учительской должности по предмету истории. К середине 1880-х гг. отделения ликвидировали и лишь к концу 1990-х гг. восстановили. Уровень преподавания не всегда был достаточно высок. Так, на юридических факультетах лекции, будучи подчинены нуждам российского судопроизводства, нередко сводились к зачитыванию текста Свода законов. Однако среди профессоров всегда были яркие, творческие личности, выдающиеся ученые и педагоги. По воспоминаниям М.М. Ковалевского, один из его учителей Д.И Каченовский в своих лекциях «по целым месяцам излагал историю отмены торга неграми, а сотни слушателей в его прозрачных намеках справедливо видели атаку против крепостного права». С середины 1850-х гг. наблюдается заметное расширение социальной проблематики, что выразилось, в частности, в развитии статистики. Оживление в области преподавания обществоведческих дисциплин совпало с утверждением составленной И.В. Вернадским программы политэкономии и статистики для Московского университета. В это же время известный экономист профессор Киевского университета Н.Х. Бунте настаивал на переносе в статистике акцента с изучения государства на изучение общества. Именно тогда начинается чтение лекционных курсов по истории политических учений (в конце 1857 г. к чтению такого курса в Московском университете приступил Б.Н. Чичерин, в Киевском -А.В. Романович-Славатинский). Социологическое образование в России начиналось с включения в университетские курсы по другим дисциплинам социологического материала - от отдельных фрагментов и примеров до целых лекций. Интерес к социологии проявляли те обществоведы, которые сделали много полезного для развития и пропаганды социологических знаний. Среди них профессор Киевского университета историк И.В. Лучицкий, которому принадлежит перевод на русский язык фундаментального труда Г. Спенсера, великий химик Д.И. Менделеев, работы которого о хозяйственном развитии России содержат много полезного для социолога. Социологическая тематика в курсах по истории, правоведению, статистике и политической экономии появилась в российских университетах задолго до того, как интерес к преподаванию социологии в других странах приобрел отчетливые очертания. Н.И. Кареев отмечает, что к концу 1870-х гг. профессора Московского университета настойчиво прививали своим слушателям вкус к социологическим знаниям. Это можно сказать прежде всего о М.М. Ковалевском с его лекциями об эволюции общественных форм, о Н.М. Коркунове, который включал психологический и социологический материал в свой курс энциклопедии права. К 1890-м гг. отмечаются спорадически читаемые курсы социологии в Гельсингфорсе, Петербурге, Москве, Харькове. В некоторых университетах вводились спецкурсы по социологии в виде факультативов. Преподавание социологии в российских учебных заведениях с начальных шагов строилось почти исключительно на изучении основ позитивизма. Содержание программ и учебных пособий, выбор тем лекций, объем материала определялись в первую очередь тем, что позитивизм был самым влиятельным течением, имел хорошо разработанные принципы и методы, и подавляющее большинство профессоров были его представителями. Один из лучших университетов России - Харьковский - в 1870-е гг. в период студенчества М.М. Ковалевского был средоточием высокообразованных специалистов в области как естественных наук, так и гуманитарного знания. И те, и другие были хорошо знакомы с социологической доктриной О. Конта и раскрывали ее содержание в курсах лекций. Экономист Н.А. Милютин, профессор химии П. Цитович, филолог А.А. Поте^ня и др. знакомили студентов с доктриной Конта, взглядами Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. По словам Ковалевского, который усваивал идеи классического позитивизма прежде всего из курсов своих харьковских учителей, именно благодаря им он приехал в Европу уже не новичком. Н.И. Кареев по этому поводу заметил, что это помогло Ковалевскому овладеть основами социологии, минуя ее российскую журналистскую стадию. В Московском университете к концу XIX в. преподавала блестящая плеяда ученых-позитивистов, представляющих не только общественные науки: математик Н.В. Бугаев, правоведы Ю.С. Гамбаров и С.А. Муромцев, историк Н.Н. Иванюков, филолог В.Ф. Миллер, биолог К.А. Тимирязев и др. Особую роль в развитии мировой и отечественной социологии и социологического образования сыграли те русские ученые, которые были тесно связаны с Западом. Г.Н. Вырубов, химик-минералог, философ-позитивист, долгие годы жил и работал во Франции, занимался пропагандой и критикой учения Конта, редактировал совместно с Литтре журнал «La philosophic positive», где в числе прочих публиковались материалы о развитии социальных наук в России, о событиях в русской культуре и общественной жизни. Несмотря на запрет, журнал удавалось ввозить в Россию, и читатели знакомились с материалами, публикация которых на родине была невозможной. Разносторонне одаренный человек, Г.Н. Вырубов стал первым русским ученым, который возглавил за рубежом кафедру всеобщей истории наук (College de France), сменив на этом посту П. Лафита, ученика Конта. Другой известный ученый, основатель географического направления в русской социологии Л.И. Мечников, в 1874-1876 гг., находясь в Японии с чтением лекций (Токийский университет), организовал там несколько русских школ. Тесно связанный с. учеными других стран, он принимал непосредственное участие в преподавательской и издательской деятельности, близкой по содержанию к социологии. В 1883-1888 гг. он занимает кафедру сравнительной статистики и географии в Невшательской академии наук (Швейцария), в это же время тесно сотрудничает с французским географом и социологом Э. Реклю в журнале «Всеобщая география», в котором давалась широкая картина развития человечества. Труд Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» был задуман как введение к фундаментальной работе по социологии и истории мировой культуры. На кафедре общей социологии и этики Нового Брюссельского университета в 1894 г. читал курс лекций Е.В. де Роберти. Университеты Парижа, Лондона, Оксфорда, Брюсселя постоянно приглашали Кова- левского, жившего длительное время за границей, для чтения курсов по истории и социологии. В качестве специалиста по русским проблемам он был приглашен в США, где сочетал чтение лекций с изучением опыта американских университетов в области организации социологического образования. В конце XIX- начале XX в. из-за жалоб на многопредметность и излишнюю разносторонность факультетских дисциплин усилился интерес к междисциплинарным областям, что требовало от социологов уточнения статуса своей науки. На этот вопрос каждый социолог находил свой ответ. Для Н.И. Кареева социология -«не социальная философия, не довесок к биологии или психологии, а особая наука, которая находится в тесном союзе с историей, социальной психологией, политэкономией, антропологией и другими науками о человеке, обладая при этом теоретико-методологическим приоритетом»1. Историк социологии, обращаясь к конкретным фактам, подводит под наметившееся общее представление о предмете социологии прочный теоретический фундамент. Эту работу, начатую Н.И. Кареевым, продолжили М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев и др. Особое значение их историко-научных трудов для России состоит в том, что в условиях, когда социология не могла преподаваться в учебных заведениях, они были формой пропаганды этой науки, ускоряя ее теоретическую легализацию2. Подавляющая часть монографий Кареева, Ковалевского, Тахтарева, позднее Сорокина и Тимашева служила подлинными учебниками социологии. Преподавание социологии начиналось на юридических факультетах. Из курсов теоретических дисциплин, которые читали в университетах, ближе других к социологии была политическая экономия. По мысли Н.И. Кареева, именно поэтому О. Конт называл в качестве одного из своих предшественников Адама Смита. Политэкономия всегда выражала позитивную точку зрения в объяснении законов хозяйственной жизни. Если правоведение в своей разработке проблемы должного было далеко от на- Цит. по: Кукушкина Е.И. Указ. соч. С. 39. Голосенка И.А. Основоположник русской традиции историко-критического анализа социологических знаний // Социологические исследования. 1985. № 3. учного объяснения социальных законов, то политическая экономия имела дело с самими явлениями. В самом начале XX в. в Париже была открыта Высшая русская школа общественных наук. К сожалению, создать такое учебное заведение удалось лишь за пределами России. Эта школа была задумана как своего рода просветительное учреждение - как группа специалистов при русском отделе Всемирной выставки. Страноведческие группы выставки объединялись в Международную школу (их было пять: французская, русская, немецкая, английская и американская). Ее директором был министр просвещения Франции Леон Буржуа, администраторами и лекторами - известные ученые, литераторы и общественные деятели. Одним из директоров Международной школы был М.М. Ковалевский, а Л.И. Мечников - председателем русской секции, которая в 1901 г. преобразовалась в Высшую русскую школу общественных наук. Задача русской школы, как ее определил Ковалевский, состояла в ознакомлении посетителей выставки не только с историей материальной культуры России, но и со всем умственным и нравственным обликом народов, участвующих в выставке стран1. Основание Высшей русской школы было подготовлено событиями осени 1900 г. После закрытия выставки русская группа вместе с Русским студенческим обществом в Париже продолжала проводить ежедневные публичные лекции. Аудитория будущей Школы складывалась в большой мере за счет молодежи, не находившей себе места на родине. Легальные условия делали Школу доступной для всех желающих, а связи ее организаторов с профессурой России обеспечивали стабильность, высокий уровень и систематический характер преподавания. Открытие Школы стало крупным событием в жизни русского общества. Его горячо приветствовали пресса, учащие и учащиеся. Велика была ее популярность на родине. О ней рассказывали легенды. Говорили об одном вятском учителе, который пришел в Париж пешком; о трех учительницах из Владивостока, которым для того, чтобы прибыть в Париж, пришлось совершить кругосветное путешествие. Организаторы Школы ставили своей задачей объединить разные дисциплины таким образом, чтобы дать Цит. по: Кукушкина Е.И. Указ. соч. С. 52. слушателям целостное представление об обществе, его истории, культуре, государственных институтах. Высшими принципами преподавания были провозглашены научность и свободный обмен идеями, одним из главных требований - систематический характер преподавания. Так называемые прикладные отрасли об-ществознания были отнесены к компетенции высших профессиональных школ (юридических факультетов, школ архивистов, журналистов, дипломатов, промышленных и торговых школ). Программы всех дисциплин строились таким образом, чтобы помимо объявленных курсов слушатели имели возможность посещать отдельные лекции по наиболее важным проблемам (обычно в вечерние часы). Обширный перечень дисциплин, лекции по которым читались в Школе в 1901/1902 уч. г., включили «Курс общей социологии» Е.В. де Роберти, курсы «Социология в России» Н.И. Кареева, «Роль личности в истории» (его же), «История социальных классов в России» М.М. Ковалевского; среди систематических курсов - «Философия и методология естественных и общественных наук», «Всеобщая история и описательная социология», «Антропология», «Этнография», «История политических теорий и учреждений», «История права», «Социальная криминология», «Эволюция метафизических и моральных идей», «История литературы и изящных искусств»; в качестве дополнительных предлагались более узкие темы: «Самоуправление в России», «Эволюция романа во Франции», «Феминизм в Европе», «Иван Грозный» и др. Высшая русская школа общественных наук в Париже была самым тесным образом связана с жизнью России, что приковывало к ней внимание и доброжелателей, и недругов. Тогдашнему министру внутренних дел России принадлежит известная ее оценка как «школы революции». По-видимому, именно этот факт имел в виду Ковалевский, когда говорил: в некоторых кругах нас называют «университет социалистический» или даже «анархический». Организаторы Школы исходили из убеждения, что «союз умов более прочен, чем преходящая политика преходящих министров...». Голосенка И.А. Указ. соч. С. 52. Создание первого русского социологического учреждения за рубежами России было обусловлено прежде всего политическими причинами: царское правительство запретило преподавание социологии в стране. Негативно оно относилось и к самой Школе, и было за что. Школа возникла как протест против «гнусного политического классицизма гг. Катковых и Леонтьевых». Ее преподаватели прямо заявляли, что собираются готовить новое, вольнолюбивое поколение молодых интеллектуалов, которое придет на смену старой управленческой элите. В ответ Николай II признал деятельность Школы «вредной». Поэтому в конце 1905 г. были предприняты полицейские акции, в результате которых Школу закрыли, а ее основателям настоятельно рекомендовали вернуться на родину под страхом лишения русского подданства. Профессура Школы, быть может, была бы рада основать свое учреждение в России, где и аудитория у нее была шире, и пользу своей отчизне принесли бы гораздо большую. Однако препятствием служили не только политические факторы, но и то, что материальное обеспечение было слабым. Система частных пожертвований в России еще не была развита, и Школа существовала главным образом на добровольные взносы слушателей и самих лекторов. От правительства, которое считало Школу источником социалистических идей, ждать помощи и вовсе не приходилось. Русскую школу в Париже, говорил Ковалевский, назьюают «университетом в изгнании». По этому поводу Л.И. Мечников сказал: «Чтобы воспользоваться правом говорить, мне нужно было оставить родину». Недолгий опыт Высшей русской школы общественных наук продемонстрировал модель социологического образования, которую вполне могло бы реализовать социологическое сообщество при легальных условиях своего действия в России. Вернувшись в 1905 г. из эмиграции, М.М. Ковалевский совместно с П.Ф. Лес-гафтом создали в Петербурге Высшую вольную школу, которая должна была продолжить традиции Парижской Высшей русской школы общественных наук. Демократически настроенные русские ученые возлагали на нее большие надежды. В этой школе впервые в России было введено преподавание социологии как обязательного предмета. Но это продолжалось недолго. Царское правительство, справившись с Первой русской революцией 1905 г., поспешило сразу закрыть это частное учебное заведение. И только в 1908 г. после длительной борьбы по личному разрешению Николая II был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым, где была утверждена первая в России кафедра социологии. При учреждении кафедры социологии при Психоневрологическом институте в 1908 г. министр народного просвещения Шварц заявил на приеме, что социология - предмет, который компрометирует учебное заведение, и отказывается удовлетворять соответствующее ходатайство Совета института. Термин «социология» не принято было использовать в преподавании этой дисциплины, поэтому подыскивались разного рода синонимы, что позволяло избежать запрета властей на введение в программы учебных заведений этой дисциплины. Ее преподавали под другими названиями: «Философия истории», «Введение в общую теорию права», «Социальные основы экономики», «Социальная психология» и т.д. В 1910-1911 гг. при Психоневрологическом институте в Петербурге профессор Е.В. де Роберти организовал социологический семинар, на занятиях которого обсуждались доклады по самым разным вопросам. В 1911 г. здесь была учреждена первая русская кафедра социологии; в течение первых двух лет ее возглавлял М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев. Студенты Психоневрологического института, начиная с первых курсов, вели активную научную деятельность, работали в педагогическом кружке, имевшем свой устав. Кафедра социологии с момента учреждения развернула большую работу по созданию программ социологических дисциплин, привлечению лучших специалистов для преподавания. В журнале «Вопросы психологии» печатались труды членов кафедры. Курс общей социологии для общеобразовательного факультета в течение двух семестров по два часа в неделю читал Е.В. де Роберти; «Общую психологию» -С.Л. Франк для юридического, естественно-исторического и словесно-исторического отделений педагогического факультета. За 1908-1916 гг. институт воспитал более 6 тыс. выпускников и попал под полицейский контроль. М.М. Ковалевский в 1910 г. издал курс лекций, прочитанный в Психоневрологическом институте, в двухтомнике «Социология»; К.М. Тахтарев в 1916 г. издал введение к общему курсу социологии, который он читал в Психоневрологическом институте и на Высших курсах П.Ф. Лесгаф- Голосенко И.А. Указ. соч. С. 59. та, а также книгу «Социология как наука о закономерности общественной жизни». Большая работа проводилась профессорами и студентами Московского университета, где доклады по социологии регулярно заслушивались на заседаниях студенческих научных кружков и общества им. А.П. Чупрова. В 1913-1914 гг. под редакцией М.М. Ковалевского и Е. В. де Роберти были напечатаны четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии», где публиковались труды крупнейших русских и западных социологов по разным проблемам социологии. Данный сборник стал основой для создания профессионального журнала русских социологов. Кроме того, было выпущено пять выпусков серии «Родоначальники позитивизма» (СПб., 1910-1913). В последнее десятилетие перед Революцией 1917 г. лекции по социологии читали в Психоневрологическом институте (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтарев), на Высших женских курсах (где лектором и первым директором был М.М. Ковалевский), в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта (М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев), а также некоторыми профессорами в высших коммерческих институтах и одно полугодие (1916) в Народном университете им. А.И. Лагутина. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. До Февральской революции 1917 г. в государственных университетах не были организованы кафедры социологии и не читались обязательные лекции. В 1912г. при Историческом обществе Петербургского университета, председателем которого был М.М. Ковалевский, открывается секция по социологии. Это была первая попытка объединить разрозненные силы российских социологов. В том же году М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев и другие ученые предприняли первую попытку создать в Санкт-Петербурге русское научное социологическое общество. Было проведено учредительное собрание и еще одно-два собрания, на этом все и закончилось, и это объясняется и отсутствием помещения (собрания проводились на квартире М.М. Ковалевского), и подозрительным отношением правительства к этому начинанию, и тем, что студенты университета не заинтересовались этим обществом. Вторая попытка создать русское социологическое общество была В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, учреждаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В октябре 1918 г. был организован Социо-Библиографический институт (сокращенно его называли Инсоцбибл), который в 1919г. после годичного существования, приняв в свои ряды известных социологов (К.М. Тахтарева, Н.Л. Гредескула и П.А. Сорокина), был преобразован в Социологический институт. Идеологически он представлял разношерстное объединение из марксистов (М. Серебряков, С. Оранский, Е. Энгель, И. Чернышев и др.) и немарксистов (Н. Кареев, П. Сорокин и др.). Впрочем, подобным качеством в те годы, как и в любой другой переходный период, отличались многие научные центры. По своему организационно-правовому статусу Институт являлся профессиональной ассоциацией ученых, которая ставила перед собой следующие задачи: «1) популяризацию социологических знаний и 2) библиографизацию: а) всех новых явлений в области изучения социальных наук; б) всех правительственных и важнейших общественных мероприятий в социальной жизни, поскольку таковые находят отражение в печати, и в) главнейших, представляющих общий интерес явлений в области социальной жизни, отражаемой современной печатью... Одновременно с этим Институт задается целью помочь всем желающим в ознакомлении с литературой по теории социальных наук и по практическим способам решения социальных проблем. С этой целью Институт собирает библиотеку специально по общественным наукам и устраивает публичные лекции и чтения». Обсуждение фундаментальных вопросов социологической науки Институт проводил на совместных заседаниях Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского. Наряду с переводческой, лекци-онно-пропагандистской и научно-библиографической деятельностью Институт вел исследовательскую работу, в первую очередь сбор эмпирических данных о самых разных сторонах жизнедеятельности общества, в частности по инициативе П.А. Сорокина были проведены анкетные обследования уровня жизни и социально-экономического положения населения Петрограда в годы революции и Гражданской войны. Научные планы Социологического института простирались дальше. Так, К.М. Тахтарев, возглавивший Институт в 1920 г., обратился в Нар- ' Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. М., 2003. Т. 1.С. 677. компрос с проектом создания Российского социологического института. Планировалось, что он развернет свою деятельность по следующим направлениям: «1) научная разработка социологии и других теоретических и прикладных общественных наук; 2) обеспечение надлежащего научного уровня высшего социологического образования в России; 3) распространение социологических знаний в народных массах». На будущее учреждение возлагались задачи подготовки профессиональных исследователей-эмпириков, специалистов-теоретиков по разным отраслям социологии, преподавателей высшей школы, а также обучения советских работников и общественно-политических деятелей. К сожалению, предложение о создании более крупного, чем Социологический институт, учреждения не встретило поддержки у руководства Нар-компроса. А в
|