УДК 316:378 ББК 60.5:74.58
> Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я.,2003 1 Оформление. «Альфа-М» Социология - сравнительно молодая научная дисциплина, возникшая в середине XIX в., по самой своей сути стремится аккумулировать высшую рациональность, достигнутую обществом на путях самопознания и саморегулирования. Изучением общества занимаются и социальная философия, и история, и политэкономия, и юриспруденция, и многие другие науки, но именно социология стремится свести воедино знания о реальных общественных процессах, механизмах, чтобы действенно и комплексно регулировать все сферы жизни общества. Судьба русской социологии была трудной. Трудно проходило ее зарождение как самостоятельной области гуманитарного научного знания. В 1908 г. при учреждении первой в России кафедры социологии министр народного образования Шварц прямо заявил, что социология - предмет, компрометирующий учебное заведение. Однако в России вопреки противодействию властей интерес к социологии всегда был велик, и уже в середине XIX в. социологическая тематика появилась в университетских лекционных курсах. Первым лекции по социологии начал читать профессор Московского университета М.М. Ковалевский. К началу XX в. все образованное общество было вполне подготовлено к введению преподавания социологии как университетской дисциплины. Университетские профессора, среди которых было немало выдающихся историков, юристов, овладевали опытом чтения лекций по социологии. Были подготовлены первые учебные пособия для изучающих социологию. После Октября 1917 г. ученые по известным причинам не могли продолжать занятия социологией, сам термин «социология» стал употребляться главным образом в связи с критикой буржуазной социологии. Социология в России начала возрождаться в конце 1950-х -начале 1960-х гг. К 1980-м гг. назрела острая необходимость целенаправленного развития социологической науки в стране, насущной стала задача организации социологических факультетов. В 1989 г. в Московском и Ленинградском университетах были открыты два первых социологических факультета. Сегодня в России 105 вузов, занимающихся подготовкой социологов. Первые шаги на пути институционализации социологии в системе высшего образования были нелегкими. Введение новых дисциплин (социологии, политологии, культурологии) не обеспечивалось ни методологически, ни методически, ни тем более кадрами преподавателей соответствующей квалификации. Не было учебников и учебных пособий. Возникшая ситуация требовала достаточно быстрых решений, касающихся переподготовки преподавателей через институты и факультеты повышения квалификации, а также издания учебной и учебно-методической литературы. И та, и другая задачи решались несмотря на все сложности. Были переведены на русский язык и стали достоянием научной общественности труды классиков зарубежной социологии. Ныне в год выпускается более 400 наименований учебной и научной литературы по социологии. Основы социологии преподаются и в ряде учебных заведений среднего профессионального образования, а также в продвинутых образовательных учреждениях общего среднего образования - гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов и др. Но таких учебных заведений в стране пока не так много, как хотелось бы (для сравнения укажем, что в США социология преподается практически во всех школах и колледжах). Социологические факультеты, отделения и кафедры стали важными центрами консолидации специалистов, стремящихся к обновлению теоретического фундамента мауки. Настоящее издание подготовлено ко II Всероссийскому социологическому конгрессу. В книге рассматриваются роль социологии в развитии образования, ее функции, структура и формы, основные этапы становления социологического образования в России, его нынешнее состояние и перспективы. В нашей книге использован ряд работ по социологии образования и социологическому образованию: Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Теория и методология. М., 2003. Т. 1. Добренькое В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX - начала XX в. М., 1994. Голосенка И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. СПб., 1995. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
С самых первых своих шагов социологическая наука оказалась тесно связанной с проблемами образования, что вполне естественно и объяснимо. Обращаясь к обществу как целостному организму, социологи не могли не касаться образования, которое они рассматривали в качестве его составной части. Уже в 1830-1840-е гг. появилось понимание, что развитие общества в значительной степени зависит от того, какой является система образования. Позиция О. Конта. Так, О. Конт связывает ее трактовку с проблемами позитивной политики. Осуществление принципов позитивизма становится невозможным вне образования и воспитания. Конт говорит в основном о народном образовании, которое он сводит к образованию пролетариата. Одну из глав своей книги «Общий обзор позитивизма» он так и называет: «Необходимость в новой системе образования для разрешения социальных проблем». Суть контовского понимания реформы образования состоит в отказе от католической системы обучения и воспитания, которая была приемлемой только для средних веков. Новое образование (Конт называет его высшим народным образованием) должно быть в первую очередь всеобщим и общедоступным. В «Духе позитивной философии» Конт пишет, что «образование имеет своим прямым предназначением всеобщее воспитание, необходимо изменяющее, вопреки всякой противной тенденции, его характер и направление». И далее: «...всеобщее распространение главных приобретений положительного знания назначено теперь... для удовлетворения потребности, уже весьма резко выраженной у широких кругов общества, которое все более и более сознает, что науки вовсе не созданы исключительно для ученых, а существуют преимущественно и главным образом для него самого»1. Конт считает, что в первую очередь необходимо распространение в массах реальных знаний. Именно таким образом общество окажет новой школе услугу, которая станет равноценной той, какую оно само от нее получит. На базе такого широкого, всеобщего, народного образования возможны взаимодействие и даже установление союза между пролетариями и философами, без которого, по убеждению Конта, невозможно создать позитивное общество. При этом необходимо поднимать образовательный уровень пролетариата до осознания им задач и проблем позитивного общества. Конт делит все образование человека (а оно в его трактовке охватывает период от рождения до совершеннолетия) на две части. Первая связана с обучением и социализацией в семье, развитием эстетического вкуса, началом обучения ремеслу и завершается в период полового созревания. Вторая часть позитивного образования не может быть только домашней - она требует школьного обучения, в котором большая часть родителей сможет принимать только второстепенное участие. Однако при этом ребенка нельзя лишать жизни в семье, без которой невозможна нравственная эволюция личности ребенка. Большую роль в пополнении образования, считает Конт, могли бы сыграть путешествия, польза от которых весьма велика. Содержанием второй части образования должно стать изучение прежде всего тех шести наук, которым Конт уделяет особое внимание в своей классификации (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология). Правда, в «Общем обзоре позитивизма» он специально подчеркивает роль еще одной науки, крайне важной для образования пролетариев, - истории. Преподавание, по мнению Конта, не должно зависеть от влияния какой-либо официальной доктрины и правительства. Поскольку пролетарии не питают более доверия к теологии, полагает Конт, ее изучение не следует включать в систему их образования. Конт О. Дух позитивной философии // Западноевропейская социология XIX века: Тексты. М.,1996. С.71. Французский социолог считает, что государство играет особую роль в деле развития и распространения образования, причем речь идет об образовании исключительно для пролетариев. Об образовании для остальных классов и слоев общества Конт не говорит. Понятно, что в условиях только начавшегося процесса зарождения новой науки - социологии не могло быть и речи о социологическом образовании. Одна из главных теоретических задач, которую Конт ставил перед собой, заключалась в том, чтобы создать новую классификацию наук, охватывающую все сферы знания. Им даже был выработан специальный «закон классификации», касавшийся шести названных выше основных наук. С учетом трех основных факторов - сегодня мы назвали бы их историческим, логическим и практическим (последний означает связь науки с практикой - чем абстрактнее наука, тем меньше она связана с практикой, и наоборот) - социология оказалась самой новой, конкретной, сложной и практической наукой из тех шести, которые охватываются «законом классификации». Конт видел особую роль социологии по отношению к другим наукам в том, что она определяет «гуманитарную» (термин Конта) цель каждой из них. Именно поэтому социология «возвышается» над остальными науками, «законодательствует» среди них. Конт подчеркивал особое место социологии в структуре современного ему научного знания и образования. И сегодня совсем нелишне помнить об аргументе, который был выдвинут французским социологом в доказательство ведущей роли социологии как гуманитарной составляющей каждой из этих наук. Социология в лице своих основателей О. Конта и Г. Спенсера не собиралась механически заимствовать методы естественных наук. Речь шла о другом: о том, чтобы создать научную дисциплину, которая унаследовала бы от естествознания его экспериментальную направленность, столь характерный для него дух рациональности и непредвзятости по отношению к природе, но применила бы все это к изучению общественных процессов. С другой стороны, социология должна была органично воплощать в себе гуманистический опыт человечества, человек и его место в обществе должны были стать предметом ее интереса. При всей условности широких аналогий можно утверждать, что социология в чем-то сродни медицине. Она так же, как наука о человеческом организме и его здоровье, изучает «организм» общества во взаимодействии всех его структурных и функциональных компонентов. Так же как медицина, социология диагностирует аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов, вырабатывает стратегию «лечения» и превентивного предупреждения «социальных болезней». Позиция Э. Дюркгейма. Важную роль социологии как науки, ее интегрирующие функции в системе образования выделяет Дюркгейм. Его основная идея, в значительной мере определившая развитие социологии, - тесная связь социологии с образованием и воспитанием, а также с педагогикой как наукой и практикой. Более того, Дюркгейм постоянно доказывал зависимость педагогики от социологии. Во вступительной лекции курса, прочитанного им в Сорбонне в 1902 г. после назначения его руководителем кафедры «науки о воспитании и социологии»1, Дюркгейм говорил: «...я считаю как раз основой всякого теоретического построения в педагогике положение о том, что воспитание - явление главным образом социальное как по своим функциям, так и по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки»2. С такой четко зафиксированной позиции, которая многим сегодня покажется весьма спорной, Дюркгейм делает вывод о необходимости серьезной социологической подготовки в сфере образования, прежде всего для тех, кто учит и воспитывает. Он считает, что социология в состоянии дать воспитателю систему ведущих идей, «которые способны одухотворить нашу практику и быть ее опорой, придать смысл нашей деятельности и основательно связать нас с ней; а это составляет необходимое условие для того, чтобы эта деятельность была плодотворной»3. Трактовка социологом проблем образования вытекала из рассмотрения им общества как сферы солидарности, сплоченности, согласия, Текст лекции под названием «Педагогика и социология» был опубликован в январе 1903 г. в журнале «Метафизическое и моральное обозрение». 2 Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. С. 245. Там же. одним из основных средств достижения которых он считал воспитание. В контексте всей концепции воспитания Дюркгейма оно трактуется очень широко, рассматривается как социальный институт и по сути дела включает в себя образование. Проблематика воспитания становится ядром предметного поля социологии образования Дюркгейма, дополняясь идеями социализации молодого поколения. Еще в работе «Самоубийство» Дюркгейм рассматривает воспитание «...не больше как образ и подобие общества. Оно подражает ему, его воспроизводит, но не создает его. Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии. Но оно портится вместе с ними и не может измениться собственной силой». И далее: «...воспитание может реформироваться лишь тогда, когда реформируется само общество»1. В соответствии со своей общесоциологической концепцией Дюркгейм рассматривает образование и воспитание в тесной связи с потребностями социального развития, общественного разделения труда и достижения органической солидарности в обществе. Две стержневые методологические линии тесно переплетаются в творчестве Дюркгейма, когда речь заходит об образовании и воспитании, - институционализм и функционализм. В первом случае образование и воспитание трактуются как социальные институты, что вполне понятно, если исходить из общего представления Дюркгейма о социологии как науки об «институтах, их генезисе и функционировании»2. Функционализм проявляется у Дюркгейма, когда он рассматривает образование и воспитание с точки зрения выполнения ими определенных функций в обществе. Главной среди них является направленность этих институтов на достижение социальной солидарности, обеспечение в обществе согласия, сплоченности, порядка. Французского социолога можно с полным основанием считать одним из основателей такой отрасли социологического знания, как социология образования. Ученый настоятельно обращает внимание на одну фундаментальную аксиому, поскольку она, как правило, не признается. Он подчер- 1 Дюркгейм Э. Самоубийство. М, 1994. С. 369-370. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 405. кивает, что вплоть до самого последнего времени воспитание рассматривалось как явление главным образом индивидуальное, а педагогика -как непосредственное и прямое следствие, результат только психологии, психологического воздействия. «В качестве очевидной истины утверждалось, - читаем у Дюркгейма, - что существует одно, и только одно воспитание, которое, исключая любое другое, подходит одинаково ко всем людям, каковы бы ни были исторические и социальные условия, от которых они зависят; и именно этот абстрактный и единственный идеал теоретики воспитания стремились определить»1. С этим положением французский социолог в корне не согласен. Он утверждает, что «не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает, в известном смысле, общества, где бы различные педагогические системы не сосуществовали и не функционировали параллельно». Дюркгейм доказывает, что во всех цивилизованных странах воспитание имеет тенденцию дифференцироваться и специализироваться, и эта специализация постоянно оказывается все более ранней. Воспитание характеризуется определенным педагогическим идеалом, который в свою очередь объясняется социальной структурой общества. Воспитание, делает вывод Дюркгейм, «отнюдь не имеет единственной и главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования». Поскольку любой человек, по Дюркгейму, выражает определенное социальное существо, постольку цель воспитания - сформировать его в каждом из нас. В этом смысле воспитание состоит в целенаправленной социализации молодого поколения. Следовательно, педагогу недостаточно иметь в качестве ресурса одну лишь психологию, поскольку главную роль в определении целей воспитания играет социология. Более того, не только цели, но и средства, которыми эти цели могут быть достигнуты, с необходимостью должны иметь тот же социальный характер, т.е. также определяться с помощью социологии. Воспитательные институты Дюркгейм сравнивает с другими социальными институтами и приходит к выводу, что нет ни одно- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 246. Дюркгейм Э. Педагогика и социология. С. 247. 3 Там же. С. 254.
го из воспитательных институтов, который нельзя было бы уподобить социальным институтам. В качестве примера рассматривается школа, которая воспроизводит в уменьшенной форме и как бы сокращенно черты социального института. В школе существует дисциплина, так же как и в обществе. Правила, определяющие обязанности школьника, подобны правилам поведения взрослого человека. Наказания и поощрения, связанные с выполнением обязанностей школьником, сходны с аналогичными санкциями во взрослом мире. Для Дюркгейма школьная жизнь - это только зародыш социальной жизни. Если социальная жизнь - продолжение и развитие школьной жизни, то основные способы функционирования одной жизни обнаруживаются в другой жизни. «Можно, стало быть, ожидать, - считает Дюркгейм, - что социология, наука о социальных институтах, поможет нам понять, чем являются, или предположить, чем должны быть воспитательные институты. Чем лучше мы знаем общество, тем лучше мы сможем объяснить себе все, что происходит в том социальном микрокосме, каковым является школа»1. Важным является подход французского социолога к анализу соотношения педагогических целей, средств (методов) и социальных состояний в обществе. Он рассматривает две крайние ориентации общества -на индивидуализм и коллективизм, характеризуемый им как жесткий конформизм. Если общество ориентируется на индивидуализм, все воспитательные средства должны быть, по логике, отвергнуты, поскольку каждое из них будет означать насилие над индивидом, непризнание его внутренней свободы. Если же, наоборот, общество почувствует необходимость навязать всем более жесткий конформизм, тогда будет запрещаться все, что может вызвать интеллектуальную инициативу сверх меры. Отсюда напрашивается вывод, который сам Дюркгейм в работе не делает: крайности одинаково нежелательны и для общества, и для педагогики. Что касается умозаключения ученого, то оно выглядит следующим образом: «Итак, с какой бы стороны мы ни рассматривали воспитание, оно везде обнаруживает один и тот же характерный признак. 1 Дюркгейм Э. Педагогика и социология. С 261. Идет ли речь о преследуемых им целях или об используемых им средствах, оно отвечает социальным потребностям, оно выражает коллективные идеи и чувства. Конечно, сам индивид находит это выгодным для себя. Мы ясно признали, что воспитанию мы обязаны лучшим в себе. Но дело в том, что эта лучшая часть нас самих имеет социальное происхождение. Поэтому следует всегда обращаться к исследованию общества; только в нем педагог может найти принципы своих теорий». С этой центральной идеей всей концепции воспитания Дюркгейма перекликается, а скорее, тесно связан заключительный парафраз его «Педагогики и социологии». Если не знать, что приводимые ниже рассуждения имели место в 1902 г., их вполне можно было бы счесть за сегодняшние, причем, может быть, даже на более высоком уровне актуальности. Дюркгейм говорит: «Глубокие трансформации, которые испытали или испытывают современные общества, требуют соответствующих трансформаций в сфере национального воспитания. Но хотя мы хорошо понимаем, что изменения необходимы, мы плохо знаем, какими они должны быть. Каковы бы ни были убеждения отдельных индивидов или партий, общественное мнение продолжает пребывать в состоянии нерешительности и беспокойства. Поэтому мы не можем решать педагогическую проблему так же безмятежно, как люди XVII в. Речь теперь идет не о том, чтобы пускать в ход уже усвоенные идеи, а о том, чтобы найти идеи, которые бы нас направляли»2. Вопрос состоит в том, как их найти. Дюркгейм считает, что здесь существует только один способ - обратиться к обществу как источнику воспитания. По мнению французского социолога, это означает необходимость знать и удовлетворять потребности общества. «Обращать наши взоры только внутрь самих себя, -говорил Дюркгейм, - это значит - отвращать их от той самой реальности, которую нам нужно постигнуть; это значит - сделать для нас невозможным что-либо понять в движении, которое увлекает за собой окружающий нас мир и нас вместе с ним»3. Дюркгейм Э. Педагогика и социология. С. 262-263. 2 Там же. С. 263. 3 Там же. С. 264. Проблема соотношения психологического и социологического подхода, поднятая Дюркгеймом, актуальна и в настоящее время. До сих пор образование чаще рассматривается в аспекте индивидуального становления личности, развития ее способностей. Соответственно в педагогике доминируют преимущественно психологические подходы, в значительно меньшей степени учитываются институциональные функции, ресурсы образования. Позиция К. Мангейма. Значительную роль в обосновании социологического подхода к образованию сыграли взгляды немецкого (а затем английского) ученого К. Мангейма. Суть его подхода к образованию выражается в трех основных позициях: 1) образование формирует не человека вообще, а человека в 2) наилучшей образовательной единицей является не индивид, 3) цели образования в обществе не могут быть адекватно по Очевидны актуальность и современное звучание принципов, сформулированных Мангеймом в отношении социологического подхода к образованию. Социолог призывает учитывать особенности социального строя и более широко - социального контекста образования, выступающего как часть общего социального процесса. Это позволяет ему уходить от абстрактных характеристик образования, признавая лишь его конкретное воздействие на «человека в данном обществе и для данного общества». Обращает на себя внимание постановка вопроса о необходимости исследования в качестве основного объекта группы (а не индивида). Хорошо известно, что в наиболее распространенных образовательных структурах (где нет «штучного» обучения) она является основной единицей учебного процесса, будь то школьный класс или академическая группа в профессиональном учебном заведении. Уже поэтому именно группа должна стать объектом исследования. Но есть еще и другая, не менее важная причина - специфика социологии как науки, которая изучает не индивида, а социальную общность. Именно она составляет «ядро» предметной зоны социологии. С учетом рассмотренных выше позиций Мангейма становится понятно, что он выступает за образование, во-первых, целостное, во-вторых, конкретное. Обращает на себя внимание и еще один тезис Мангейма, позволяющий относиться к образованию как средству не только формирования целостной личности, но и сопротивления антисоциальным и античеловеческим силам. Он отмечает: «Образование и обучение, которое пытается помешать нам мысленно объять данный предмет в целом и занять определенную позицию, неизбежно воспитывает человека, не способного к реальному сопротивлению различным доктринам и пропаганде»'. Несмотря на то что в работе не указываются конкретные доктрины и конкретная пропаганда, которым следует «сопротивляться» с помощью образования и обучения, из общего контекста мангеймовских рассуждений вытекает, что это - тоталитаризм. Стало быть, образование не может быть нейтральным по отношению к политическим и идеологическим процессам, затрагивающим мировоззренческие аспекты формирования и развития личности. Особо следует отметить то обстоятельство, что Мангейм подчеркивал большое значение социологии в развитии образования. Этой проблеме посвящен небольшой (всего 4 страницы), но очень емкий по идеям параграф «Некоторые причины, вызывающие необходимость социологической интеграции в образовании» в работе «Диагноз нашего времени». Речь идет о важности изучения социологической информации и социологических работ любым работником системы образования для того, чтобы обучение и воспитание учащихся было не абстрактным, а конкретным, и готовило их к жизни в существующем обществе. «Если современный учитель, - пишет Мангейм, - осознает себя не просто
Дюркгейм Э. Педагогика и социология. С.^479. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 473. школьным наставником, а учителем жизни, то он будет стремиться овладеть всеми доступными и необходимыми ему знаниями, чтобы справиться с возникшей перед ним задачей. Он попытается воспитать такое молодое поколение, которое будет сочетать эмоциональную стабильность с гибкостью ума, и он добьется успеха, если сможет связать проблемы, волнующие молодежь, с изменениями, происходящими в мире». Для достижения этой цели необходимым условием, по мнению ученого, является изучение педагогом социологии. Он говорит по меньшей мере о четырех наиболее значимых социологических курсах, которые требуется усвоить преподавателю: социологии образования, науки о человеческом поведении, социологии культуры, изучении социальной структуры. «Нам открылось, - пишет Мангейм, - что истинный смысл образования может быть определен, только если оно основано на тщательном изучении всех социологических аспектов человеческого поведения». Поскольку, считает автор, социология позволяет понять глубинные корни упадка морали и культуры, вызванного дезинтеграцией господствующей социальной структуры, а также способствует объяснению множества психологических конфликтов, отражающих неадекватное приспособление индивидов к непосредственному социальному окружению, постольку эта наука служит средством для гуманизации образования. «Мы убедились в том, - подчеркивает Мангейм, - что в современном сложном и быстро меняющемся обществе образование может быть адекватным лишь тогда, когда учитель знает социальный мир, из которого приходят его ученики, и для жизни в котором их надо подготовить, а также если он может оценить большую часть своих действий с точки зрения их социальных результатов. Во всех этих аспектах социология является необходимым дополнением к образованию в наш век, в какой бы стране и при какой бы социальной системе мы ни жили»3. Итог своим рассуждениям о роли социологии в образовании и профессиональной деятельности педагога Мангейм подводит Манхейм К. Указ. соч. С. 466. 2 Там же. С. 467. Там же. следующим образом: «Роль социологии состоит в первую очередь в том, что она помогает учителю преодолеть обособленность и ограниченность схоластической концепции образования, ориентируя обучение на нужды общества. Во-вторых, социология открывает возможность скоординировать процесс обучения с влияниями внешкольных учреждений, т.е. семьи, церкви, а также общественного мнения, социальных служб»1. Позиция П. Сорокина. В завершение историко-социологи-ческого экскурса в проблему «социологическая наука и образование» остановимся на теоретических взглядах и практической деятельности по развитию социологического образования выдающегося русско-американского социолога П. Сорокина. Прежде охарактеризуем его взгляды на образование в целом как социальный институт и на роль школы как одного из важнейших факторов социальной мобильности. Создавая в 1920-е гг. одну из своих основных социологических концепций - теорию социальной мобильности (ей была посвящена работа «Социальная мобильность», опубликованная в 1927 г.), П. Сорокин большое внимание уделял анализу образования и его учреждений (школы, колледжа, университета) как одного из главных факторов вертикальных социальных перемещений. По его мнению, институт образования представляет собой своеобразную «социальную лестницу», точнее, «социальный лифт», с помощью которого индивиды могут занимать более высокие социальные позиции. Сорокин доказывал, что во все времена, в любом обществе институт образования выступал едва ли не основным средством «вертикальной социальной циркуляции». Причем, если школа оказывалась общедоступной, то она представляла собой «социальный лифт», двигающийся снизу вверх. Если же она была школой только для высших слоев населения, то превращалась в «лифт», передвигавшийся лишь по верхним этажам «социального здания». Однако и в подобных условиях некоторым индивидам из низших слоев населения удавалось проникнуть в этот «социальный лифт» и благодаря ему занять более высокую социальную позицию (к числу таковых следует отнести и самого социолога). 1 Манхейм К. Указ. соч. С. 466-467. Вместе с тем образование и школу как его ядро Сорокин рассматривал не только в качестве социального института и одного из наиболее важных факторов социальной мобильности. Школа изучалась им как значимый механизм общественного контроля социальной циркуляции. В этом плане она характеризовалась как «тестирующий, селекционирующий и распределяющий механизм»1. Отсюда - его подход к социальным функциям школы, которые он характеризует как тестирующую, селекционирующую и дистрибутивную. В целом, считает Сорокин, вся школьная система «представляет собой очень сложное «сито», которое отделяет «хороших» будущих граждан от «плохих», «способных» от «неспособных», «подходящих для высокого социального положения» от «негодных»2. Анализ трех основных социальных функций школы приводит социолога к выводу, что в противоположность общепринятому мнению всеобщее образование не только не устраняет умственных и социальных различий, но лишь усиливает их. «Школа, даже самая демократичная, открытая каждому, - пишет Сорокин, - если она правильно выполняет свою задачу, является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и «демократизации»3. Впоследствии вокруг этого суждения ученого развернулась дискуссия, в ходе которой некоторые представители социологии образования высказывали противоположные идеи. Все более широкое участие социологов в изучении проблем образования привело к появлению отраслевой социологической науки - социологии образования. На первых этапах ее развития по преимуществу ставилась задача с помощью социологических методов получения достоверной социальной информации выявить, описать процессы в сфере образования. При этом чаще речь шла о различных показателях социально-групповой динамики, а для характеристики использовались опросные методики, репрезентативное мнение различных социальных групп. Еще одно весьма важное обстоятельство предопределило предметную область социологии образования. Рефлексии предметной области отраслевых направлений социологии латентно или дискурсивно сопутствует полемика по поводу отношения к общественным наукам, изучающим ту же область, что и отраслевая социология. Здесь выделяются экстра- и интроспективный подход. Экстраспективный подход оставляет за социологическим дискурсом лишь внешнее отслеживание социальной динамики, соответственно заимствуя концептуальные схемы, описывающие, объясняющие внутреннее содержание процессов (экономики, политики, образования и т.п.), у соответствующих общественных наук. Приверженцы интроспективного подхода вникают во внутреннее содержание изучаемой сферы, используя, реконструируя научные достижения, характеризующие все то, что происходит с социальными субъектами, структурами их взаимодействия, общения, т.е. создают свою теорию. Подавляющее большинство работ в области социологии образования были выдержаны в экстраспективном ключе. Мы находим в них динамику ориентации различных групп на виды образования, анализ влияния полученного образования на жизненную карьеру, статистику позиций участников сферы образования и т.п. Такого рода исследования дали добротный материал по социальной статистике. Гораздо реже встречаются работы с претензией на поиск объяснительных концепций самого образования как сферы жизни, культуры, как общественного института1. Социокультурный подход был, пожалуй, первой попыткой обозначить социальный контекст образования. Он органично вписывается в концепцию социализации личности, задает некоторые ориентиры в незатихающей полемике по поводу соотношения воспитания и обучения. Важно то, что на его основе выводится базисная институциональная ролевая матрица общения учитель-ученик и раскрываются позиции этих основных субъек-
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. С. 409. ' Там же. С. 410. Там же. Обратим внимание на то, что необходимость развития интроспективного подхода вызывалась потребностями социологического образования. Будущим социологам надо было представить социологическую концепцию образования, как и других социальных институтов общества. тов - акторов сферы образования. В анализе динамики ценностей появляются предпосылки моделирования образовательного процесса. Как общая методология социокультурный подход предоставляет широкие возможности наращивания содержательных концепций. Но надо признать, что в силу абстрактности базисных категорий он оставляет слишком «неухоженным» теоретическое поле для интуиции, оценочных суждений и нуждается в конкретизации, улавливающей предметно-сущностное содержание образования. Институциональный подход придает концептуальное разнообразие, содержательность и четкость социологической интерпретации образования. Однако чаще он сводится к структурно-функциональному анализу. В социологии образования такой анализ обращен к организационному строению образовательных систем, к описанию структур, функций учебных заведений, их зависимостей от внешней среды, к изучению систем образования как объектов управления. Подобный подход позволяет выявлять ресурсы, резервы обеспечения, выходить на некоторые показатели эффективности. Социокоммуникативный подход раскрывает глубокие культурно-генетические связи образования, конструкты понимания механизмов становления и функционирования образования как социального института. В условиях ускоренного взаимовлияния этнокультур и взаимодействия дисциплинарных областей знания резко возрастает потребность в осмыслении возможностей взаимной экспликации знаковых систем, постижении символического универсума. Каждая отрасль науки призвана построить конструкты выражения своей системы знания в категориях семантики. Тем более это относится к наукам об образовании. Символы приводят в движение то, что они выражают. Именно в этом смысле они являются Образованием, Eruditio, Bildung. Они открывают то, что сами же скрывают. Еще в б
|