Слайд 3.51
Трактовка идеологии в работах основоположников марксизма 1) идеологические процессы являются продуктом материальной жизни; 2) идеологии формируют иллюзорное представление о реальности; 3) теоретические доктрины, составляющие идеологии, могут быть поняты на основе научного изучения истории и общества. _____________________________________________________________ Концепции пропаганды. Проблематика идеологии отражена на страницах многих работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Вопросы об иллюзорном характере буржуазных идеологий, классовой сущности идеологий, динамике идеологических процессов и функциональных особенностях идеологии наиболее полно разработаны в таких работах, как «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Крестьянская война в Германии», «Немецкая идеология» и других. Будем иметь в виду, что понятие идеологии по мере развития марксизма употреблялось в разных значениях, в нем подчеркивались новые оттенки. В упомянутых работах под идеологией понимаются «иллюзии эпохи», «ложное сознание». Марксистская идеология имеет в своем основании несколько теоретических предпосылок: 1) идеологические процессы являются продуктом материальной жизни. Этот тезис связан с центральным пунктом историко-материалистического подхода к явлениям социальной действительности – об определяющей роли общественного производства в человеческой истории. 2) идеологии формируют иллюзорное представление о реальности. Появление идеологий в качестве «автономных образований» является результатом процесса общественного разделения труда на материальное и духовное производство. В силу этого идеологии разрабатываются в основном идеологами. Осмысление человеческого бытия происходит с помощью идеологий, которое оказываются относительно самостоятельными по отношению к этому бытию. 3) теоретические доктрины, составляющие идеологии, могут быть поняты на основе научного изучения истории и общества. Здесь основоположники марксизма имели в виду социально-историческую науку, приходящую на смену идеологиям. Другой важной стороной концепции идеологии в марксизме является сама связь вопроса производства и распространения идей в обществе с отношениями классов. Господствующее положение класса в сфере материального производства предполагает его доминирование в сфере производства духовного, в сфере идей. Показательной в это связи является выдержка из «Немецкой идеологии»: «Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу. Господствующие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения; следовательно, - это выражение тех отношений, которые как раз и делают один этот класс господствующим; это, следовательно, мысли его господства. Индивиды, составляющие господствующий класс, обладают, между прочим, также и сознанием и, стало быть, мыслят; поскольку они господствуют именно как класс и определяют данную историческую эпоху во всем ее объеме, они, само собой разумеется, делают это во всех ее областях, значит и господствуют и как мыслящие, как производители мыслей своего времени; а это значит, что их мысли суть господствующие мысли эпохи». Итак, совокупность «господствующих мыслей» эпохи как раз и составляет идеологию. При этом особый акцент авторы делают на детерминации идеологии условиями производства и собственности. Социальным механизмом, обеспечивающим превращение мыслей господствующего класса в господствующие мысли данной эпохи является система духовного производства, видное место в которой занимает массовая коммуникация. С изменением экономической основы происходит и изменение в идеологической надстройке. Социальная функция идеологии – объединить людей для решения определенной исторической задачи соответствующего класса. В антагонистическом обществе всегда наблюдаются попытки доминирующих групп выдать свой частный классовый интерес в качестве всеобщего. Именно с этим связана специфика как содержания, так и формы идеологических «иллюзий»
|