Слайд 3.53
Интерпеллировать – делать запрос _________________________________ В качестве примера того, что как идеология «рекрутирует» субъектов среди индивидов Алтюссером используется понятие «интерпелляция» (окликивать, называть субъекта)– делать запрос. Как если бы индивида окликнули на улице «Эй, ты» и он обернулся, поскольку определил, что эта фраза адресована именно ему. Идеология ассоциируется именно с процессом, посредством которого индивид оказывается включенным в некое состояние «принадлежности к ценностям» (в данном случае имени окликаемого). На Альтюссера большое влияние оказали работы Жака Лакана, по мнению которого, индивидуальное поведение оказывается детерминировано структурой подсознания, которое функционирование наподобие языка. При этом язык проявления нашего бессознательного детерминируется культурой. В процессе научения языка мы подвергаемся воздействию культуры. Идеологический государственный аппарат существует до нашего рождения в этом смысле наш личностный опыт является выражением более глубокой социальности – «внутренней структуры». Таким образом, идеология представляет собой некий «субъект», поддерживающий зависимые отношения с индивидуальными «субъектами». Индивидуальные субъекты, осознаваемые себя независимыми, в сущности оказываются подчиненными идеологии. Другими словами, идеология функционирует как некоторая система адресации, называния, в которой индивиды позиционируются в соответствии с их реакциями, «ответами» на возможный запрос системы. Анализ идеологий, по Альтюссеру, предполагает исследование языка представлений и материальных форм – институтов и социальных практик, с помощью которых мы живем и организуем свою жизнь. Поведение и язык являются носителями, каналами материальных фиксаций идеологии. Именно поэтому обращение к языку и социальным практикам позволяет выявить содержащиеся в них образцы или модели идеологического мышления. Популярность идей Луи Альтюссера объяснялась его вниманием к индивидуальным представлениям. Представления индивидов как социальных субъектов являются как продуктами индивидуального осмысления, конструирования реальности, с одной стороны, так и результатами воздействия, зависимыми от идеологии, с другой. Альютессера критиковали за то, что идеологию он рассматривал прежде всего как однонаправленный процесс функционирования идеологических аппаратов, не учитывая, что во-первых, аудитория обладает той или иной степенью свободы и во-вторых нельзя не учитывать, что идеологическое доминирование никогда не бывает абсолютным, в реальной жизни всегда наблюдается борьба между доминирующими и доминируемыми группами.
|