Л. Альтюссер об идеологии
Существенный вклад в развитие концепции идеологии был сделан современным французским философом-марксистом Луи Альтюссером (1918-1990). Уходя от простой дихотомии базиса и надстройки, Альтюссер делает акцент на относительной автономности уровней, специфике внутренней структуры и логике развития каждого из них. Экономика является определяющей только в конечном счете. Проблема идеологии в наиболее концентрированном виде рассматривается Альтюссером в небольшом эссе «Идеологические государственные аппараты», написанном в 1969 г. Здесь под идеологией автор понимает сложившийся в сознании людей образ их отношения к реальным условиям своего существования («Идеология есть представление, образ воображаемых отношений индивидов к их реальным условиям существования»). В работах автора можно встретить и трактовку идеологии как некоторой системы, с помощью которых люди воспринимают, оценивают, «переживают», сложившиеся у них представления в отношении реальных условий существования. Причем эта система представлений может состоять из концепций, идей, мифов и образов. Альтюссер рассматривает идеологию, как некоторую «концептуальную схему», посредством которой люди осмысляют и «переживают» материальные условия своей жизни. Взятая таким образом, идеология не может рассматриваться на предмет своей истинности или ложности. Альтюссер выделяет два типа «государственных аппаратов» — репрессивные и идеологические. К первому типу он относит правительство, армию, полицию, суды, тюрьмы и т.д. Ко второму типу — церковь, школы, семью, правовую систему, политические партии, системы коммуникации (прессу, радио, телевидение и т.д.). Все «идеологические государственные аппараты» вносят свой вклад в поддержание производственных отношений или, как уточняет автор, капиталистических условий эксплуатации. Политические аппараты осуществляют это посредством подчинения индивидов политической идеологии государства. Причем собственно идеологическое содержание здесь может быть различным. Аппараты коммуникации «"насыщают" каждого гражданина ежедневной дозой национализма, шовинизма, либерализма, морализма с помощью газет, радио и телевидения». Альтюссер утверждает, что «работа» идеологии проявляется чаще всего в неявном виде. Идеология присутствует в конкретных практиках, образах, структурах, которые воспринимаются индивидами как само собой разумеющееся. Идеология становится образом жизни и мышления людей, поэтому нелегко осознать ее присутствие и эффекты. Идеология имеет бессознательный характер. По Альтюссеру идеология как система представлений соотносится не с сознанием как таковым. Суть идеологии может быть понята только через ее структуру. Только совокупность идей, образов и представлений, способ их организации в целом определяют сущность и функций идеологии в обществе. Отсюда делается вывод о правомерности изучения идеологии как некоторого объективного феномена. Специфика «функционирования» идеологии состоит, по Альтюссеру в том, что она имеет форму «естественности», «натуральности», «здравого смысла».
|