Функции действующих лиц сказки (по Проппу):
- Начальная ситуация
- Исход или отлучение от дома
- Запрет
- Нарушение
- Выведывание
- Выдача
- Подвох
- Пособничество
- Вредительство
- Недостача
- Посредничество (соединительный момент)
- Начинающееся противодействие
- Отправка
- Первая функция дарителя
- Реакция гроя
- Снабжение
- Путеводительство
- Борьба
- Клеймение
- Победа
- Ликвидация
- Возвращение
- Погоня
- Спасение
- Неузнанное прибытие
- Необоснованные притязания
- Трудности
- Решение
- Опознание
- Обличение
- Трансфигурация
- Наказание
- Свадьба.
________________________________
Функция действующих лиц сказки (по Проппу)
Функция
| Описание
|
Начальная ситуация
| Перечисляются члены семьи или будущий герой
|
Исход или отлучение от дома
| Один из членов семьи отлучается от дома
|
Запрет
| К герою обращаются с запретом
|
Нарушение
| Запрет нарушается
|
Выведывание
| Вредитель пытается произвести разведку
|
Выдача
| Вредителю даются сведения о жертве
|
Подвох
| Вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом
|
Пособничество
| Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу
|
Вредительство
| Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб
|
Недостача
| Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо
|
Посредничество (соединительный момент)
| Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его
|
Начинающееся противодействие
| Искатель соглашается или решается на противодействие
|
Отправка
| Герой покидает дом
|
Герой покидает дом
| Героя испытывают, выспрашивают, он подвергается нападению и пр., этим подготавливается получение им волшебного средства или помощника
|
Реакция гроя
| Герой реагирует на действия будущего дарителя
|
Снабжение
| В распоряжение героя попадает волшебное средство
|
Путеводительство
| Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предметов поиска
|
Борьба
| Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу
|
Клеймение
| Героя метят
|
Победа
| Вредитель побеждается
|
Ликвидация
| Начальная беда или недостача ликвидируется
|
Возвращение
| Герой возвращается
|
Погоня
| Герой подвергается преследованию
|
Спасение
| Герой спасается от преследования
|
Неузнанное прибытие
| Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
|
Необоснованные притязания
| Герой предъявляет необоснованные притязания
|
Трудности
| Герою предлагается трудная задача
|
Решение
| Задача решается
|
Опознание
| Героя узнают
|
Обличение
| Ложный герой или вредитель изобличаются
Трансфигурация
|
Трансфигурация
| Герою дается новый облик
|
Наказание
| Вредитель наказывается
|
Свадьба.
| Герой вступает в брак и воцаряется
|
Отметим, что идеи Проппа послужили основой ряда исследоп.ш ориентированных на выявление знаковой организации текстов, ион вований самой разной природы, в частности, из области совремпи массовой культуры МК.
Так, например, в ходе анализа повествовательной структуры ро нов о Джеймсе Бонде зафиксировано следующее. Романы формируй как последовательность акций, инспирированных кодом бинарныч i тивопоставлений. Причем эта последовательность в значительной близка к типам повествования, выявленным Проппом. Была прсдш» следующая повторяющаяся схема романов о Бонде.
1. М дает задание Бонду.
2. Злодей предстает перед Бондом (может быть в различных формах)
3. Бонд создает первые препятствия злодею, либо тот создаст п препятствия Бонду.
4. Женщина представляет себя Бонду.
5. Бонд использует женщину: овладевает ей или начинает ее обольщение.
6. Злодей берет в плен Бонда (вместе с женщиной или без нее).
7. Злодей подвергает пыткам Бонда (вместе с женщиной или без нее).
8. Бонд побеждает злодея (убивает его или его представителя или помогает в его убийстве).
9. Бонд выздоравливает и наслаждается женщиной, которую он затем теряет.
Приведенные способы знакового анализа могут рассмтриваться в качестве инструментов исследования визуальных образов. Другое дело, что любой из этих методов не следует абсолютизировать.