Студопедия — Лекция 11. Политическое сознание и политическая культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 11. Политическое сознание и политическая культура






 

1. Понятие, уровни политического сознания.

Политическое сознание - это совокупность политических взглядов, идей, представлений, норм, ценностных установок, отражающихся в сознании людей. Политическое сознание включает в себя два уровня: 1) верхний уровень - политическая идеология, 2) нижний уровень - политическая психология. Политическая психология - это уровень обыденного политического сознания. Основные ее черты: 1) стихийность формирования, 2) фрагментарность, 3) бессистемность, 4)подвижность, 5) эмоциональное окрашенность.

Политическая идеология - это система взглядов, идей, убеждений, ценностных представлений, выражающих коренные интересы класса, социальные группы. Основные ее черты: 1) систематизированность, 2)целостность, 3)способность дать разумное объяснение политике, ее процессам.

 

Политическая идеология выполняет ориентационную, мо­билизационную, интегративную, амортизационную функции, а также функцию выражения и защиты интересов определен­ной социальной группы.

Выделяются несколько уровней политической идеологии: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уро­вень, на котором раскрываются идеалы и ценности определен­ного класса, нации, государства, формируются основные по­ложения применительно к главным сферам жизнедеятельнос­ти общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-фи­лософских принципов на язык программ и лозунгов требова­ний элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического пове­дения граждан; требования этого уровня — быть максималь­но доступными для возможно большего количества людей, ори­ентировать их на политические действия); 3) актуализирован­ный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение (именно этот уро­вень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности идеологии, ко­торая выступает как организационная, регулятивная, конт­рольная система, направляющая жизнь человека и общества).

 

2. Мировые современные идеологии.

 

Либерализм

 

Классический либерализм зародился в XVII в. как идео­логия буржуазии, окончательно сформировался к середине XIX в. Опираясь на доктрину «правового государства» Локка и идею Милля о том, что человек сам лучше любого прави­тельства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии бо­ролись за «негативную свободу», т.е. свободу от социального контроля государства, от различных ограничений. Понимание свободы в либерализме индивидуалистично: личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для либералов на первом месте — свобода экономи­ческая, свобода предпринимательства. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулирова­ны А.Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициати­вы. Будучи сторонниками естественного права (все люди рав­ны от рождения) либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулируют разви­тие производительных сил, политической демократии. Право рассматривается ими как инструмент, гарантирующий свобо­ду выбора ценностей, форм деятельности. Эти идеи воплоти­лись в принципах свободного рынка, конкуренции; в сфере по­литики — в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма.

Консерватизм

Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на ос­мысление противоестественности сознательного преобразова­ния социальных порядков (особенно после 1789 г. во Фран­ции). Консерватизм признает незыблемость естественным об­разом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества. Клас­сический консерватизм расходится с либерализмом в отноше­нии власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззре­ние представляет собой комплекс принципов, главные из ко­торых — традиция, религиозность, авторитет, свобода и от­ветственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общно­сти выше, чем интересы индивида или какой-то группы.

Социал-демократизм

 

К середине XIX века в Европе возникают левые обще­ственно-политические движения, ставящие целью достижение такого устройства общества, в котором реализовался бы прин­цип социального равенства (социал-демократия) и принцип ин­дивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Сразу выделились два направления: ради­кально-революционное и социал-демократическое (эволюци­онное), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.

Первое связано с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, пред­ложившими коммунистическую модель, в которой сторонников второго направления не устраивал радикализм в методах осуществления и отрицание ряда идей либерализма (пролетарская революция как метод перехода к новому обществу, диктатура пролетариата как способ «нейтрализации» буржуазии, ликви­дация частной собственности, замена рыночных отношений все­объемлющим государственным планированием).

В русле второго направления складываются новые фор­мы социализма: «гильдейский», «австромарксизм», «неосоци­ализм», «государственный социализм». Все оттенки социали­стической и коммунистической концепции имеют множество сторонников как в партиях, так и в общественных движениях.Интегрирующей эти подходы стала модель «демократическо­го социализма», взятая на вооружение во второй половине XX века Социалистическим Интернационалом, объединяющим лейбористские, рабочие, социалистические, демократические партии и движения ряда стран. Они стремились рассматри­вать социализм не как строй, а как процесс внедрения соци­альной справедливости в общественную жизнь, где главное в определении идеологии и политики — баланс индивидуаль­ного и коллективного начал жизни. Эта новая модель тракту­ется как общество, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечиваются основные общечеловеческие цен­ности и каждый может развивать свои качества, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав. Это общество базируется на принципах свободы, солидарности и справед­ливости.

 

 

3. Сущность и структура политической культуры

 

Под политической культурой понимается совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной по­литической системы; субъективная сфера, образующая осно­вание политических действий и придающая им значение.

Политическая культура выполняет следующие функции: идентификации, ориентации, адаптации, социализации, интег­рации, коммуникации.

В науке наибольшее распространение получила классифи­кация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой («Гражданская культура», 1963), в основании которой лежат специфические особенности стран и регионов. Они вы­делили три «чистых» типа культуры: патриархальный, характе­ризующийся отсутствием интереса граждан к политике; поддан­нический, отличающийся сильной ориентацией на политичес­кие институты и невысоким уровнем политического участия; активистский, характеризующийся заинтересованностью граж­дан в политическом участии и проявлением ими политической активности. По мнению этих авторов, наиболее оптимальной культурой будет гражданская культура, синтезирующая поддан­нические установки и высокий уровень политического участия. В каждой стране гражданская культура обладает своими специ­фическими чертами, дополняющими и конкретизирующими «идеальный тип».

В структуре политической культуры выделяются следую­щие компоненты: политический опыт; ориентацию на поли­тические институты; политические стереотипы; политические мифы; политические символы; политическую социализацию; модели политического поведения.

Политическую культуру можно классифицировать по не­скольким основаниям: по уровню общности — общая и раз­личные субкультуры; по отношению к власти — господствующая и контркультуры. В общей политической культуре отра­жаются наиболее устойчивые, типичные признаки, характери­зующие политическое сознание и политическое поведение ос­новной массы граждан. Политическая субкультура представ­ляет собой совокупность политических ориентации, которые отличаются от господствующих, доминирующих в обществе. Контркультура—особый вид субкультуры, радикально отли­чающийся от господствующей политической культуры и даже противостоящий ей.

В формировании политической культуры большую роль играют политические традиции, являющиеся способом пере­дачи образцов политического сознания и поведения.

3.Политическая социализация

 

Под политической социализацией понимается процесс ус­воения культурных ценностей, политических ориентации, ос­воения форм политического поведения, приемлемых для дан­ного общества.

Выделяются различные типы политической социализа­ции: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая со­циализация —это непосредственное приобретение политичес­ких знаний и установок. Косвенная социализация — это свое­го рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые по­литические установки.

Политическая социализация личности складывается из нескольких этапов. На первом из них, — этапе политизации, — в раннем детстве у ребенка формируются первые представле­ния о мире политики, которые складываются под влиянием оце­нок родителей, их отношений и реакций. Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифици­руется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. На третьем этапе — идеализации, важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе об­разуются устойчивые эмоциональные отношения к политичес­кой системе. Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифициро­ванного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

В политологии выделяется несколько моделей политичес­кой социализации. Первая — системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентура­ми социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники. Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются сред­ства массовой информации. В третьей модели, названной плю­ралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, же­лания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены оп­ределенным политическим группам и могут их свободно ме­нять в зависимости от результатов политики и степени реализа­ции своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов. Четвертая модель —конфликтная — сводится к формирова­нию лояльности к определенной группе и готовности поддер­жать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализа­ции являются органы пропаганды и агитации, представляю­щие интересы группы.

4. Политическое поведение

Политическое поведение —это совокупность реакций со­циальных субъектов на деятельность политической системы. Оно подразделяется на политическое участие и абсентеизм.

Абсентеизм — уклонение от политического участия, по­литическая апатия. Серьезной причиной, обусловливающей абсентеизм, является доминирование у личности норм суб­культуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находя­щийся за рамками «своей» субкультуры как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интере­сов может также вести к утрате интереса к политике. Способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики, и, наобо­рот, угроза собственным интересам со стороны более могу­щественных групп, порождает стремление обратиться к по­литике как средству отстаивания и защиты своих интересов. На политическую апатию может влиять чувство собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверие к политическим институтам, ощущение невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а, следовательно, целей и ценнос­тей социальной жизни, а также отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

Политическое участие —влияние граждан на функцио­нирование политической системы, формирование политичес­ких институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию относятся действия по делегирова­нию полномочий (участие в выборах); активистская деятель­ность, направленная на поддержку кандидатов и партий в из­бирательных кампаниях; участие в деятельности партий и групп интересов. Политическое участие подразделяется на конвен­циональное (легальное) и неконвенциональное (нелегальное). По характеру политического участия различают автономное (свободная добровольная деятельность индивидов, преследу­ющих личные или групповые интересы) и мобилизационное (принудительное, под воздействием определенных стимулов).

Разновидностью политического участия является элек­торальное поведение. На его направленность оказывает вли­яние прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и/или партией. Психоло­гическая близость к группе хотя жестко и не определяет политические ориентации, тем не менее ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая полити­ческий выбор. Исследования показали, что на предпочтения избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, конфес­сиональная принадлежность, особенности первичной социа­лизации.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 683. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия