Лекция 2. Основные этапы становления и развития политической науки
Политическая наука прежде чем стать самостоятельной областью обществознания прошла несколько этапов своего становления и развития: 1) политическая мысль античности; 2) политические идеи средневековья; 3) политические теории Нового времени. 1. Политическая мысль античности и средневековья
В античный период появляются первые систематические концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти и форм правления (Платон, Аристотель, Цицерон и др.) В диалоге «Государство» Платон одним из первых обратился к характеристике форм правления. Философом описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство — справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим «редким людям». Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужественно — стражами, рассудительно — повиновением людей физического труда. Сочетание добродетелей рассудительности, мужества и повиновения характеризует справедливый государственный строй. С именем Аристотеля связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству (городу-полису). Государство (по Аристотелю) существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Формы государственного устройства Аристотель делил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В зависимости от этого он выделял три «правильных» формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы государственного устройства Аристотель связывал с их «принципами»: принцип аристократии — добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода. Политик), которая включает эти три принципа, греческий ученый считает наилучшей формой правления, так как она объединяет интересы зажиточных и неимущих. В средневековье политическая мысль развивалась вокруг трех противоречивых, но взаимосвязанных проблем: 1) обоснование необходимости усиления абсолютной власти монархов; 2) поиск средств ограничения сильной центральной власти; 3) доказательства приоритета церковной власти над светской. В разработке христианского политического учения заметную роль сыграли Аврелий Августин и Фома Аквинский.
2. Политические теории Нового времени
В Новое время на смену божественной интерпретации власти и государства пришло рационально-критическое понимание политики. Политическая наука оформляется как самостоятельная отрасль знания. Среди мыслителей этого периода необходимо выделить Н.Макиавелли, Т. Гоббса, ДжЛокка, Ж.Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, Э.Берка, Дж.С.Милля, К.Маркса и др. Гоббс в трактате «Левиафан» определял государство как «искусственное тело», продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство, по мнению философа, возникло на" основе «общественного договора» из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех пробив всех». Возражая против учения Гоббса об абсолютном, неограниченном характере государственной власти, Локк в работе «Два трактата о государственном правлении» доказывал, что основной обязанностью государства, возникшего на основе договора, является соблюдение «естественного права», защита личной свободы и частной собственности граждан. Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества —реализовать свои гражданские идеи и прежде всего право владеть собственностью. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. Стержнем политической теории Руссо, которую он в наиболее систематизированном виде изложил в своем главном труде «Об общественном договоре, или Причины политического права», является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля в свою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им теории разделения властей. Анализируя британскую политическую систему, где в ходе естественного развития был создан механизм разделения властей, ученый теоретически осмыслил его. Т.к. политической властью, подчеркивал Монтескье, всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. С конца XVIII в. политическая мысль развивается в рамках идеологий либерализма, консерватизма и социализма. Во второй половине XIX в. в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку.
|