Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Зодчество





Общий отход от церковно-схоластического мировоззрения коснулся и зодчества. Усиление светских мотивов в значительной мере было связано с расширением среды, в которой формировались эстетические представления Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и понимание красоты наиболее полно внедрядись в архитектурное творчество, далеко уводя от освященных церковной традицией образцов. Современники точно определили сущность нового типа архитектуры, назвав его "дивным узорочьем". В XVII в. происходило сближение культового и гражданского каменного зодчества.

Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось деревянное зодчество. Замечательной светской деревянной постройкой был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667-68). Он представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами; с высокими кровлями, килевидными "бочками"[9] крыш, с шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливалось золоченой резьбой и яркой раскраской. Культовые деревянные постройки при небольшом числе основных типов -необычайно разнообразны по своей композиции. Широко были распространены по России храмы клетские, представлявшие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, увенчаной маковкой с крестом (церковь села Спас-Вежи, 1628, ныне находящаяся в музее деревянного зодчества в Костроме); шатровые, основу конструкции которых составлял восьмерик на крестообразном основании или на четверике, перекрытый шатром (храмы в селах Панилово Архангельской области, 1600; Согинцы Ленинградской области, 1696 г.); ярусные - особый тип высотной композиции, представлявшей нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков (церковь Ширкова погоста Тверской области, 1697); многоглавые (Преображенская церковь в Кижах, 1714).

Каменное строительство,прерванное в связи с иноземной интервенцией и хозяйственной разрухой начала XVII в., возобновилось лишь в начале 20-х годов. В это время осуществлена реставрация стен и башен Московского кремля, пострадавших во время интервенции. Зодчие Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели шатер над Спасской башней(1624-25). Самой замечательной постройкой гражданского зодчества первой половины XVII в является Теремный дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шатуриным и Л. Ушаковым В архитектуре дворца заметно влияние деревянных построек хоромного типа. Постепенно гражданское каменное строительство приобрело размах и велось в различных городах (трехэтажные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве, ок. 1657; купеческие Паганкины палаты в Пскове, 1-ая пол. XVII в.).

Гражданская каменная архитектура заметно влияла на культовые постройки. Церкви 2О-ЗО-Х годов, на первый взгляд традиционные, имели некоторые новые черты, в них появилась дробность элементов, которая станет ведущим началом в московском зодчестве XVII в. (церковь Покрова в Рубцове, 1619-26). Необычайно богатый декор украсил шатровые храмы (церкви Покрова в Медведкове, 1634-35; Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, 1637). Еще заметнее отход от традиции в трехшатровых храмах (Успенская церковь Алексевского монастыря в Угличе, прозванная в народе "Дивной", 1628 и др.).

Новые традиции привели к формированию во второй четверти XVII в. своеобразного живописного стиля, которому присуща затейливая, как правило, асимметричная группировка масс. Обычно это пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приделами, папертями, лестницами и крыльцами с обязательными деталями отделки: бочонкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон и др. В становлении стиля сыгралобольшую роль то обстоятельство, что заказчиками культовых построек все чаще выступали купцы и посадские общины, вкусы которых отчетливо проявились в зодчестве. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось то светское начало, которое современники назвали "узорочьем" (московские церкви Рождества Богородицы в Путниках, 1649-52; Троицы в Никитниках, 1628—53; ярославские церкви Ильи Пророка, 1647—50; Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649-54 и др.). Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции зодчества, в середине XVII в. запретил строительство шатровых церквей[10] и использование каких-либо светских новшеств в культовом строительстве. Эти ограничения привели в третьей четверти века к большему единообразию конструкций, но не истребили полюбившихся светских приемов декора, особенно в посадских храмах (церкви Николы в Пыжах, 1657-7О; Григория Неокесарийского на Большой Полянке; Николы в Хамовниках, 1679 в Москве и др.).

В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условно именуемый "нарышкинским" или "московским барокко" [11]. Главные композицией ные принципы этой архитектуры - ярусность, центрич-ность, симметрия и равновесие масс. Основной композиционный прием стиля нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем - восьмерик, выше — второй, меньшего объема и, наконец, завершающий композицию барабан с главой. Верхний восьмерик использовался как колокольня. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым постройкам предшествующих времен. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необыкновенно выразительно на красном фоне гладких кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками, поддерживавшими вычурные фронтончики; вместо кокошников над карнизами помещались так называемые "петушиные гребешки" - полосы резных декоративных элементов (церкви Покрова в Филях, 1690-93; Спаса в селе Уборы, близ Москвы, 1693-97, зодчий Я. Бухвостов). Декоративные формы "московского барокко" были применены и в пятиглавых храмах соборного типа (Успенский собор в Рязани, кон. XVII в., зодчий Я. Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах, 1687-1713).

В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством, в то же время творчески освеивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия