Развитие литературы
В XVII в. светская литература стала заметным явлением русской культуры. Произошла ее значительная жанровая дифференциация. Трансформация житийного жанра, начавшаяся в предшествующие столетия, завершилась в XVII в. возникновением повести-жития (биографической повести). Лучшие произведения этого жанра отличались своеобразным бытовым реализмом ("Житие Улиании Лазаревской", другое название -"Повесть об Улиании Осорьиной" Дружины Осорьина, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др.). Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения: провинциальных дворян, служилых и посадских людей. С изменением социального состава читающей публики появились новые требования к литературе. Особый интерес вызывали занимательные сюжеты и описание повседневного быта. Получившая широкое хождение в XVII в. переводная светская литература приключенческого содержания ("Сказание про храброго рыцаря про Бову Каралевича", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др.) также увеличивала интерес к произведениям подобного рода. Ответом на эти потребности было появление русской бытовой повести,которая, обращаясь к повседневной жизни людей, делала попытку проникнуть в упадок нравов в церковной среде, сатира не касалась религиозного учения. Осуждению подвергалось и падение нравов в городской среде ("Азбука о голом и небогатом человеке"), и государственная монополия на виноторговлю, ставшую государственной системой спаивания и разорения народа ("Праздник кабацких ярыжек" или "Служба кабаку", написанная в форме пародии на церковную службу) В XVII в русской литературе появилась рифмованная поэзия. В средневековой Руси имелась развитая художественная система стихосложения, но она практически не знала рифмы Рифмованная же поэзия возникла под влиянием польского силлабического [8] стихосложения, ее основоположником и крупнейшим поэтом XVII в. был. С Полоцкий ("Букварь", "Рифмованная псалтырь", два больших рукописных сборника "Рифмологион" и "Ветроград многоцветный") Продолжили дело С. Полоцкого его ученики - Карион Истомин и Сильверстр Медведев. Среди появившихся в XVII в. жанров, выражавших рост самосознания личности, особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. Русский театр начался постановкой пьес, материалом для которых служили главным образом библейские сюжеты, жития святых и античная мифология. Основоположником русской драматургии являлся С. Полоцкий. Его пьесы, написанные для придворноготеатра ("Комедия притчи о блудном сыне" и "Трагедия о Навуходоносоре царе"), ставили и обсуждали серьезные нравственные, политические и философские проблемы, отражавшие сложное, богатое событиями время Русская литература XVII в медленно начала освобождаться от средневековых традиций Господство религиозного мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности, поиском закономерностей мирового развития. Становление сатирико-бытовых и автобиграфических жанров положило начало собственно художественной литературе. Появились новые области литературного творчества - стихосложение и драматургия.
|