Школа и просвещение. Научные знания
Все о модемах. Как устроен и работает модем. Валуйский B. Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка? // Курсив, № 3 (11), 1998. Варнавская О. Тютелька в тютельку, или печатник в KnockOut’e // Publish, № 1, 2000. Кистенев И. СТРУЙНЫЕ ПРИНТЕРЫ — всерьез и надолго // Publish, № 2, 2001. Цифровое наследие // Publish, № 1, 2000. Шмаков А. Цель предпечатной подготовки, или На чем ставит подпись заказчик // КомпьюАрт, № 3, 2002. Лагутин М. Цифровая цветопроба: что нового? // КомпьюАрт, № 9, 2001. Лыгун А. Давид и Голиаф? Принтер против фотонаборного автомата // Курсив, № 5 (25), 2000. Макмэхон Ф. Секретный мир PDF. Терентьев И. Жидкокристаллические мониторы для издателей? // Publish, № 4, 2000. Шмаков А. Новая версия PageMaker и Перестройка от Adobe // КомпьюАрт, № 9, 2001.
Школа и просвещение. Научные знания Общественная мысль и публицистика Развитие литературы Зодчество Живопись
Целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры XVII в.: иностранная интервенция, крестьянские войны и городские восстания; образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649), осуществленное в интересах главной опоры абсолютизма — дворянства; консолидация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни; никонианская реформа церкви и вызванное ею широкое движение (Раскол), наконец, значительное расширение связей со странами Западной Европы, - все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе. В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "обмирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению, и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Школа и просвещение. Научные знания Усложнение городской жизни с ее ремеслом и торговлей, рост государственного аппарата, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков - 65%, купечества - 96%, посадских людей - около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обучению. Одним из основных методов педагогики,как и в XVI в., признавалось телесное наказание ("розга", "сокрушение ребер", "жезл"). Весьма показательно сочинение по педагогике "Гражданство обычаев детских", представлявшее собой свод правил поведения детей и определявшее все внешние проявления их жизни поведение в школе, застолом и при встрече с людьми; прическу, одежду и даже выражение лица. Касался автор нравственного и эстетического воспитания. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания (буквари Василия Бурцева, 1633; Симеона Полоцкого, 1679 и Кариона Истомина, 1694); азбуковники- словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями (существо, естество, качество и т п.) сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали пространные географические материалы и краткие сведения по отечественной истории Это были, скорее, справочники-пособия энциклопедического характера, обепечивающие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем. В XVII в. в Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые предметы, связанные с более широким характером образования (1621 г. - лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640-е гг. - частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. - школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г. - государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел и др.). Наконец, в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия — для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, закончившие Падуанский университет в Италии. Любопытно, что социальный состав учеников академии был неоднородным, здесь учились представители всех сословий: от сыновей конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав. Кроме русских, были украинцы и белорусы, крещеные татары, молдаване, грузины, греки. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII и первой половине XVIII в. Таким образом, в XVII в. просвещение в России выросло вширь и вглубь, но оставалось духовным, средневековым по типу. В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характе. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребностей в прикладной математике,что привело к появлению рукописных учебников типа "цифирной счет ной мудрости"[1]. - пособия по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя; с первых печатных книг по математике, приближенных к торговой практике (пособие для облегчения расчета торговых сделок "Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий зело удобно изыска ти может число всякия вещи")[2]. В торговой практике, в приказной системе и в быту использовался инструментальный счет, который отличался от вычислительных способов, употребляемых в Западной Европе. Для этого использовался "прибор" с костяшками или бусами, нанизанными на прутья, закрепленные в раме. Накопление геометрических ананий происходило при землемерных работах и в строительстве. Соответствующие практические знания передавались чаще в устной, иногда письменной форме ("Книга сошного письма" — о применении геометрии при измерении земельных площадей). Практические знания в области механики,накопленные ранее, широко использовались в XVIII в., при строительных работах применяли разнообразные механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты и т. п.). Механические приспособления были распрстранены и на первых русских плавильных мануфактурах (мельничные водяные колеса приводили в движение молоты, сверлильные станки, циркулярную механическую пилу, подъемные механизмы и т. п.). Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой. В связи с этим появилась потребность в пособиях, обобщавших практический опыт и содержавших теоретические сведения по физике, химии, механике и другим наукам, Первой попыткой соединения теории и практики явился рукописный "Устав ратных, пушечных и других дел" (1620). В русской медицине XVII в. произошли значительные изменения. Продолжало развиваться народное целительство, народные врачеватели ("лечцы"), обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные "Лечебники" и "Травники", обобщающий вековой опыт народной медицины. Одновременно в России закладывались основы государственной медицины: открывались первые аптеки, больницы[3]. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта "Школа русских лекарей со сроком обучения 5-7 лет. Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Италии. По возвращению на родину получившие ученые степени доктора занимались не только практической медициной, но и создавали первые научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников и др.). Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопление качественных перемен в исторической мысли заметно уже в историко-публицистических произведениях первых десятилетий XVII в., посвященных событиям "смутного времени". При сохранении в целом провиденциалистского[4] мировоззрения авторы этих сочинений особое внимание уделяли характерам исторических деятелей и их роли в ходе событий. Так, князь И. М. Катырев - Ростовский в "Повести книги сея от прежних лет" (1626) впервые дал словесные портреты и психологические характеристики правителей России конца XVI - начала XVII в., существенно отличавшиеся от одноплановых, статичных описаний персонажей, свойственных исторической литературе раннего средневековья. Кроме того, авторы начала века уже ясно осознавали общественное значение исторического знания - служить поучением потомкам. Не случайно келарь (монах-эконом) Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын свой фундаментальный труд о событиях "смутного времени" назвал "Историей в память предыдущим родам" (162О). В этом сочинении предпринята одна из первых в русской историографии попыток найти реальные причинно-следственные связи между событиями, хотя он и не избежал традиционных религиозно-провиденциалистских рассуждений о божьем наказании за грехи. XVII в. был временем заката древней формы исторических произведений - летописей. К последним сочинениям этого жанра относятся "Новый летописец", содержавший официальное толкование событий Смуты; "Летопись о многих мятежах", освещавшая роль церкви в событиях последнего столетия; "Раскольничья летопись", ставшая идеологическим оружием в руках противников церковной реформы; Сибирские летописи ("Есиповская", "Строгановская"), центральными героями которых являлись Ермак и Строгановы. С возрастанием роли городов и казачества в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. расширился слой как создателей, так и потребителей исторических сочинений. С этим связано и появление первого печатного исторического труда "Синопсиса" (греч. описание) в 1678 г. Его автор, киевский монах Иннокентий Гизель, излагал историю Руси с древнейших времен с упором на единство судеб России и Украины, что было как бы ответом на воссоединение Украины с Россией. "Синопсис" долгое время был единственным учебником русской истории. Переходным в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лызлова "Скифская история" (9О-е гг. XVII в.), посвященный борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок. Сочинение демонстрирует отход от традиционных форм и попытку создания более широких картин исторического прошлого. Перемены в состоянии исторической мысли отражали изменения в духовной культуре того времени, ее "обмирщение", усиление демократических элементов, зарождение рационализма. Но при этом зачатки научности уживались с теологическим представлением об истории.
|