Живопись
Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры XVII в., пожалуй, с наибольшей силой отразилась в живописи, здесь процесс обмирщения шел особенно активно. В развитии русской живописи XVII в. можно выделить два этапа: 1601 —1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века. Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно, "годуновская школа" [12], тяготело к монументальным традициям прошлого. Но попытки оживить дух былого великого искусства путем ортодоксального следования древнему канону, приводил лишь к повествовательности, некоторой перегруженности ком-позиций (иконы московских мастеров "Достойно есть", 16О5, ГТГ; "Симеон Столпник", 1605, ГТГ; иконы для иконостаса кремлевсклй церкви Ризположения, созданной Н. Истоминым "со товарищи"). Другое художественное направление, "строгановская школа"[13]. Строгановские иконы впервые в русском искусстве, как бы на равных с религиозно-символической функцией несли усиленное эстетическое начало. Для них характерны виртуозный рисунок, тонкая проработка деталей, много-фигурные композиции, богатаая орнаментация, полихромный колорит. Выдающимся мастером "строгановской школы" был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз ("Никита воин"; "Избранные святые", ГТГ, и др.). Во второй четверти века продолжали существовать как "годуновская", так и "строгановская" школы. Одно-временно возникло немало памятников синтезного характера (иконы "Князь Георгий", ок. 1645; "Сретенье иконы Владимирской Богоматери", сер. XVII в., ГТГ и др.). "Годуновско-строгановский" стиль в области монументальной живописи представлен фресками Успенского (1642-43) и Архангельского (1652-53) соборов, Ризположенской церкви (1644) Московского Кремля и др. Второй этап развития жиаописи XVII в. характеризовался медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Становление нового художественного идеала было тесно связано с процессом освоения гуманистической культуры Запада. Сторонники нового, подчеркивая эстетическое значение религиозного искусства, стремились к реалистическому воплощению художественного образа. Их взгляды нашли отражение в программных трактатах, посвященных вопросам теории искусства ("Послание Иосифа Владимира Симону Ушакову", 1657-58; "Слово к люботщателем иконного писания" Симона Ушакова, ок. 1666-67 и др.) Царские изографы С. Ушаков и И. Владимиров основным условием подлинно высокого искусства считали соответствие правде жизни. Традиционные иконописные приемы все менее удовлетворяли художников-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими приемами. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакова (1626-86). Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери, 1652, ГТГ и 1662, ГРМ), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом анатомического строения лица и с использованием светотени ("Великий Архиерей", 1656-57; "Спас Нерукотворный 1658, ГТГ и др.). В 60-70-е годы художник создал ряд произведений в смешанном стиле - лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное - в старой, близкой к "строганевскому" письму (иконы "Древо государства Московского", 1668, ГТГ; "Троица", 1671, ГРМ и др.). Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова (9 медальонов с изображением Святителей в иконостасе церкви Троицы в Никитниках, 1680; гравюры к "Рифмованной псалтири" С. Полоцкого и др.). Новые черты, присущие искусству будущего, ярче всего проявились в "парсуне" (от лат. persna - личность, т. е. портрет реального лица). Жанр парсуны зародился еще на рубеже ХVI-ХVII вв., дальнейшее развитие этот первый чисто светский жанр получил во второй половине века (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, ГИМ). Наиболее значительные произведения парсунной живописи написаны в конце века (портреты стольника В. Ф. Люткина, дяди и матери Петра I - Л. К. и Н. К. Нарышкиных). В них уже присутствуют черты школы русского портрета грядущего столетия - внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный путь - от полуиконописных парсун начала века до вполне реалистических изображений конца столетия. Фреска в XVII в., переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, композиции пронизаны затейливым орнаментом. Ей присущ "бытовизм" — повышенное внимание к деталям повседневной жизни человека, его быту и труду, к красоте природы, житийные композиции стенописи XVII в. приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами (фрески ярославских церквей Ильи Пророка, 1681, работы мастера оружейной палаты Гурия Никитинаи, Силы Савина с артелью; Иоанна Предтечи в Толчкове, работы Дмитрия Плеханова с артелью). Реалистические устремления в искусстве выражали становление нового мировоззрения, иного подхода художника к действительности, но не привели пока к созданию единого творческого метода. Яркое и противоречивое русское искусство XVII в. - крупное художественное явление, завершившее восьми вековую историю средневекового искусства и подошедшее вплотную к эстетике нового времени. Кризис традиционной и становление новой культуры были выражением глубинных социально-экономических процессов. Начавшееся формирование всероссийского рынка создало более благоприятные условия для интеграционных процессов в культуре. Решающей силой в утверждении светской культуры явился абсолютизм. Активизация международных контактов России способствовала углублению и расширению международ ных культурных связей. В этих условиях церковь занимала консервативно-охранительные позиции. Развитие русской культуры в XVII в. подготовило почву для преобразований грядущего столетия. [1]"Цифирью" в России называли индоарабские цифры (часто не совсем точно именуемые арабскими) В русском быту XVIII в. почти повсеместно употреблялась не "цифирь", а средневековая буквенная нумерация. Выражение "счетная мудрость" служило эквивалентом слова "арифметика". [2] В нем содержалось 50 страниц таблиц умножения, которые обеспечивали торговые расчеты на суммы до 10 тысяч рублей. [3] В 1682 г. царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскомуприказу устроить две постоянные "шпитальни" (больницы)для лечения на полном пансионе "бедных, ученых истарых людей... служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изувечены". [4] Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) - теологическое истолкование исторического процесса как осуществления божественного замысла. [5] Симеон Полоцкий (С. Е. Петровский-Ситнианович, 1629-80) — белорусский и русский церковный общественный деятель, писатель и педагог. Приехал в Москву в 1664 г. Наставник царских детей. Один из авторов проекта Славяно-греко-латинской академии. [6] Юрий Крижанич (ок. 1616—83) — писатель. По нациолнальности - хорват Прибыл в Москву в 1659 г. Сторонник идеи "славянского единства", главную роль в осуществелении которой отводил России. [7] "Повесть о псковском разорении" (1608-11 гг.) и "Повесть о бедах и скорбех" (о событиях во всей России со смерти Ивана IV до 1625 г.). [8] Для силлабического (слогового) стихосложения характерно равное количество слогов в строке, пауза в середине строки; большую роль играет концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением [9] Бочка - форма криволинейного покрытия в виде срезанной в длину бочки. Самая нарядная форма перекрытия в деревянной архитектуре [10] Запрет, однако, был обойден и излюбленная шатроваякровля сохранилась для венчания колоколен и крылец, а всельской местности шатровые церкви продолжали строитьвплоть до XVIII в [11] Большинство храмов этого направления построено по заказу бояр Нарышкиных. Сходство этой архитектуры с запад-неевропейским барокко — чисто внешнее Роль классичесних архитектурных форм в сложении нового русского стиля ограничивалась отдельными декоративными элементами,почти не затрагивая композиционных принципов зданий [12] Название связано с тем, что многие произведения этого направления выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. [13] Название связано с тем, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска. Но сам стиль возник в Москве, в среде государевых и патриарших мастеров.
|