Особенности менеджмента в организациях народной и художественной культуры
Рассматривая культуру как сферу приложения технологий менеджмента, следует выделить два основных аспекта: культура в широком смысле – это способ бытия человека как социального существа, система сохранения, приложения и порождения социального опыта. В этом аспекте можно рассматривать материальную и духовную среду, способствующую формированию человеческой личности; в узком смысле – отраслевом – смысле, как определенной сфере жизнедеятельности общества (сфера культуры), можно выделить: - сохранение и использование культурно-исторического наследия – музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции и др.; - художественное образование и творчество, искусство; - творческую деятельность – исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, этнографические искусства и ремесла; - деятельность по обеспечению сферы культуры – экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и др. Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности и собственности – государственными, муниципальными, частными, общественными, а также частными лицами. Коммерческие организации ориентируются на получение прибыли, некоммерческие направляют свою деятельность на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей. Полученную прибыль некоммерческие организации направляют на достижение уставных целей, а не распределяют между собственниками. В сфере культуры некоммерческие организации занимают ведущее место, среди них большинство являются государственными учреждениями культуры. Поэтому менеджмент в сфере культуры обладает определенными особенностями: 1) в сфере культуры действуют самые различные фирмы, что предполагает использование множества различных инструментов и технологий менеджмента; 2) финансы в сфере культуры привлекаются не просто на основе простой коммерции, а путем привлечения средств заинтересованных доноров – спонсоров, патронажа, благотворительности и др.; 3) высокие требования к компетенции менеджеров – переход от административно-распределительных технологий к все более широкому использованию экономических методов управления, от чисто дотационного бюджетного финансирования к проектному и программному финансированию, к конкуренции за бюджетные средства, более широкое привлечение внебюджетных средств, идеологического и политического плюрализма, хозяйственной самостоятельности. Исследование вклада сферы культуры в экономику в Санкт-Петербурге было проведено в 1999-2008 гг. В результате были выделены несколько уровне роли культуры и искусства в развитие современного общества, как областей приложения методов и технологий менеджмента. Прямой вклад сферы культуры в экономику: - государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие организации, коммерческие организации, частные фирмы, творческие коллективы и индивиды, действующие в сфере культуры и искусства – создают конкретные рабочие места по соответствующим рынкам услуг, обладают существенным инвестиционным потенциалом (занятость, налоговые и прочие отчисления, социальное страхование); - сфера культуры и искусства выступает базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей – образования, СМИ, издательской деятельности, туризма, индустрии развлечений и др.; - обеспечивая соответствующие услуги для работников других отраслей и сфер деятельности и членов их семей, деятельность учреждений и организаций сферы культуры осуществляет их полноценную социализацию – досуг, развитие детей и т.п. Прямое социальное влияние: - культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни и т.д. составляют содержание культурной идентичности, самосознания, объединяющего людей и консолидирующего общество, что формирует предпосылки развития; - аккумулируют и транслируют базовые ценности общества – социальные инвестиции, предмет и основы корпоративной культуры; - обеспечение социально значимых видов деятельности – отдых, духовное развитие личности, раскрытие творческого потенциала и т.п.; - развитие элитарной, массовой культуры, андеграунда – предложение разнообразных образцов и моделей социального поведения; - обогащение и разнообразие социальной среды, привлекательность образа жизни и событий. Косвенное экономическое влияние: - современные технологии бизнеса и менеджмента – реклама, PR, продвижение товаров, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля; - создание инфраструктуры деловых контактов, мест, условий и поводов их реализации; - корпоративные услуги – подготовка и проведение праздников, информационное и библиотечное обслуживание и др.; - повышение ценности окружающей среды – украшение товаров, помещений, зданий, материальной среды производства и отдыха; - формирование и продвижение привлекательного имиджа региона, местности, в том числе в глазах потенциальных инвесторов. Косвенное социальное влияние: - формирование репутации, привлекательного имиджа политиков, политических партий и движений, достижение ими известности и узнаваемости; - взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, социальное партнерство, как инструмент развития гражданского общества, саморазвития; - источник цивилизационного влияния и социальной организации, повышающий способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению стереотипов сознания и поведения; - коллективная память общества, источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений; - улучшение и разнообразие жизни, повышение степени социализации личности, профилактика и сокращение девиантного и асоциального поведения; - образование и воспитание подрастающего поколения, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей; - возрастание роли культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе с использованием современных технологий. Результаты, продукты сферы культуры носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания – восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д., представляют собой услуги и не поддаются непосредственному прямому счету, хранению. Их производство, как правило, совпадает с потреблением. Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность и социальную значимость. Привлекательность деятельности в сфере культуры объясняется: - законодательно закрепленными льготами и гарантиями; - большой рекламный потенциал; - формирование и продвижение привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.; - некоммерческая деятельность позволяет извлекать прибыль. Это накладывает особенности на маркетинговую деятельность в сфере культуры – маркетинг становится многомерным, в сфере культуры действую несколько рынков: потребителей, доноров, государственных учреждений.
|