Студопедия — Выведение итогового (семестрового) балла
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выведение итогового (семестрового) балла






Для школ с русским языком обучения

Параметры проверки 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
I II I II I II I II I II I II I II
Знания о языке и языковые умения                            
Аудирование -   -   -   -   -   -   -  
Говорение: диалог - 1* - 1* - 1* - 1* 1* 1* - - - -
устное изложение - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1*
устное сочинение - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1*
Чтение: молча -   -   -   -   -   -   -  
вслух - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - - - -
Письмо: слуховой диктант -   -   -   -              
зрительно-слуховой диктант - - - -   -   - - - - - - -
списывание   -   - - - - - - - - - -  
письменное изложение -   -     -   -   -   -   -
письменное сочинение - - - - -   -   -   -   -  
Общее количество показателей, на основе которых выводится итоговый балл
                             
Для школ с украинским языком обучения
Параметры проверки 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
I II I II I II I II I II I II I II
Знания о языке и языковые умения                            
Аудирование -   -   -   -   -   -   -  
Говорение: диалог - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - - - -
устное изложение - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1*
устное сочинение - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - 1*
Чтение: молча -   -   -   -   -   -   -  
вслух - 1* - 1* - 1* - 1* - 1* - - - -
Письмо: слуховой диктант - - - - -   -   -   -   -  
зрительно-слуховой диктант -   -     -   -   -   -   -
списывание   -   - - - - - - - - - - -
письменное изложение -   -   -   -   -   - - - -
письменное сочинение - - - - - - - - - - -   -  
Общее количество показателей, на основе которых выводится итоговый балл
                             

Знаком (*) в таблицах обозначены виды деятельности, проверка которых осуществляется индивидуально на протяжении года; оценки выставляются во втором семестре; для них не выделяются отдельные уроки.

Литература (русская и мировая)

  чтение – это общение, в котором участвуют двое – писатель и читатель. И читатель в этом общении – вовсе не пассивная сторона. Только через него написанное обретает смысл. Через его внутреннюю работу, через его внутреннее усилие, через читательский труд, который нельзя подменить никакими заранее созданными «правильными» формулировками, никакими учебниками литературы. М. Аромштам

Изучение интегрированного курса «Литература» в 5-6 классах во втором семестре 2014-2015 учебного года будет осуществляться по учебной программе, утвержденной МОН Украины (приказ № 664 от 6 июня 2012 г.).

Количество часов на изучение разделов и тем, для проведения бесед по внеклассному чтению и уроков развития речи является ориентировочным, поэтому учитель, исходя из конкретных условий обучения, имеет право самостоятельно осуществлять перераспределение часов в течение всего учебного года.

С целью систематизации и упорядочения нагрузки учащихся, приводим рекомендуемое количество видов контроля в процессе изучения литературы в каждом классе. Представленное в таблице распределение часов является минимальным и обязательным для проведения в каждом семестре. Учитель по своему усмотрению может увеличить количество видов контроля в соответствии с уровнем подготовки учащихся, особенностей класса и т.д., но при этом, не перегружая учащихся.

Обязательное количество видов контроля

Классы

Классы          
Семестры I II I II I II I II I II
Контрольные работы в виде: - контрольного классного сочинения; - выполнение других заданий (тестов, ответов на вопросы и т.д.)   -                                      
Уроки развития речи (РР) (у+п) (у+п) (у+п) (у+п) (у+п) (у+п) (у+п) (у+п) (у+п) (у+п)
Уроки внеклассного чтения (ВЧ)                    
Проверка тетрадей                    

Классы

Классы            
Семестры I II I II I II I II I II I II
Уровни УРОВЕНЬ СТАНДАРТА АКАДЕМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Контрольные работы в виде: -контрольного классного сочинения; - выполнение других заданий (тестов, ответов на вопросы и т.д.)                                                
Уроки развития речи (РР) у+п у+п у+п у+п у+п у+п у+п у+п 1+2 2+1 1+2 2+1
Уроки внеклассного чтения (ВЧ)                        
Проверка тетрадей                        

Возможные виды контрольных работ: тесты, ответы на вопросы, контрольный литературный диктант, анкета главного героя, комбинированная контрольная работа, письменные контрольные сочинения. Напоминаем, что домашние контрольные сочинения проводить не рекомендуется. Все контрольные работы проводятся на отдельном уроке.После контрольной работы выставляется «тематическая», в которой учитываются текущие оценки, работы по развитию речи, чтение произведений наизусть. Оценка за семестр выставляется на основе тематических. В каждом семестре обязательным является проведение уроков развития речи. Условное обозначение в таблице: у – устно, п – письменно.

Возможные виды работ по РР (развитие умений работы над текстом художественного произведения):

Класс

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  Обучение устному высказыванию (развёртывание содержания пословицы или поговорки в связное высказывание с элементами рассуждения). Создаёт устное связное высказывание с опорой на изучаемый материал.
  Обучение устному, близкому к текступересказу народных сказок (в том числе и с творческим заданием), составлению плана к нему. Пересказывает близко к тексту фрагменты народных сказок по составленному плану.
  Обучение связному устному ответу на вопрос (учителя или учебника). Строит связный устный ответ на вопрос учителя или учебника.
  Обучение письменному изложению фрагмента художественного текста (с творческим заданием). Составление плана к нему. Письменно излагает фрагмент художественного текста по самостоятельно составленному плану.
  Обучение рассказу о герое художественного произведения (устно). Составление плана к нему. Создаёт устный рассказ о герое художественного произведения.
  Обучение письменному отзыву о самостоятельно прочитанном художественном произведении. Создаёт отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

Класс

  Обучение подготовке сообщения на литературную тему. Готовит сообщение на тему.
  Обучение сочинению-миниатюре. Пишет сочинение-миниатюру.
  Обучение развёрнутому письменному ответу на вопрос по содержанию изученных басен. Готовит развёрнутый письменный ответ на вопрос.
  Письменный рассказ о герое художественного произведения (с выражением собственного отношения к нему). Пишет рассказ.
  Обучение сжатому пересказу художественного текста. Пересказывает сжато предложенные учителем и прочитанные самостоятельно главы.
  Обучение выделению и комментированию основных эпизодов рассказа. Выделяет и комментирует основные эпизоды рассказа.

Класс

  Обучение устному ответу на проблемный вопрос. Готовит ответ на вопрос.
  Обучение ведению диалога в процессе обсуждения проблемного задания. Строит собственные высказывания, учитывая характер выступления оппонента.
  Обучение устной сравнительной характеристике литературных героев. Составление плана сравнительной характеристики (под руководством учителя). Создаёт сравнительную характеристику героев по составленному плану.
  Чтение и комментирование приёма речевой характеристики героев. Читает и комментирует диалоги.
  Обучение выборочному изложению с выражение собственного отношения к герою (устно). Создаёт выборочное изложение.

Класс

  Обучение анализу сцен драматического произведения. Анализирует сцены трагедии.
  Сочинение-характеристика героя по изученному произведению (письменно). Пишет сочинение.
  Обучение сочинению – групповой характеристике героев по изученному произведению (письменно). Составление плана сочинения (под руководством учителя). Пишет сочинение.
  Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки. Объясняет роль пейзажных зарисовок.
  Обучение написанию рецензии на литературное произведение, кинофильм, телепередачу (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям) (письменно). Пишет рецензию на самостоятельно прочитанное литературное произведение, просмотренный кинофильм или телепередачу.

Класс

  Обучение собственному комментарию к стихотворению (сонету). Создаёт комментарий.
  Обучение выявлению мотивов лирического стихотворения. Определяет основные мотивы стихотворения.
  Обучение составлению тезисов к литературно-критической статье. Составляет тезисы к статье.
  Обучение написанию реферата на литературную тему. Пишет реферат.
  Обучение написанию эссе по самостоятельно прочитанному произведению. Пишет эссе.

Класс

  Обучение анализу текста с целью выявления авторской позиции в художественном произведении. Выделяетнеобходимый текст и анализируетего, раскрывая авторскую позицию.
  Анализ текста, содержащего описание портрета в художественном произведении. Готовит устный развёрнутый ответ на вопрос.
  Обучение анализу стихотворения.   Объясняет смысл поня­тия философской лирики, приво­дит примеры стихотворений. Готовит анализ одного из стихотворений.
  Обучение формулированию проблем, поднятых автором в художественном произведении. Формулируетпроблемы.
  Анализ стихотворений и взаимное рецензирование учащимися результатов анализа. Анализирует стихотворения.

Класс

  Анализ жанровых особенностей романа-эпопеи («Война и мир») или анализ эпизодов, раскрывающих внутреннее состояние героев («Анна Каренина»). Анализирует жанровые особенности.
  Анализ приёмов выражения психологизма в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Объясняет, каким образом выражается психологизм в романе, анализирует текст, содержащий описание психологических состояний героя.
  Обучение интерпретации сцен чеховской пьесы, содержащих подтекст. Интерпретирует фрагменты пьесы.
  Рецензия на кинофильм «Тихий Дон» (реж. С.Герасимов). Пишет рецензию на кинофильм.
  Выразительное чтение и интерпретация стихотворений русских поэтов второй половины XX века (по выбору учащихся) или презентация самостоятельно прочитанного произведения второй половины XX века. Выразительно читает и интерпретирует избранные стихотворения русских поэтов второй половины XX века.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе. На основе учебной программы уроки литературы предлагаем спланировать таким образом.

ІІ СЕМЕСТР

33. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Переплетение реального и фантастического в повести. Теория литературы. Понятие о повести.

34. Поэтичность языка произведения Н. В. Гоголя. Теория литературы. Понятие о юморе.

35. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывка из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

36. Чарльз Диккенс. «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями». Краткие сведения о писателе. Гуманистический пафос произведения.

37–38. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь. Межлитературные связи. Тема Рождества в произведениях Н. В. Гоголя, Э. Т. А. Гофмана, Ф. М. Достоевского.

39. Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя.

40. Особенности композиции.

41. Роль фантастических элементов в повести.

42. Внеклассное и семейное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Сегодня будет Рождество»; А. И. Куприн. «Чудесный доктор» (по выбору учителя и учащихся).

43. Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» (в сокращении) или Жюль Вверн. «Пятнадцатилетний капитан» (в сокращении) (по выбору учителя). Краткие сведения о писателе. Особенности сюжета произведения. Романтика приключений в произведении.

44. Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество как основная тема произведения. Межлитературные связи. «Робинзонада» в мировой литературе («Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна и др.). Т. Г. Шевченко и И. Я. Франко о романе «Робинзон Крузо».

45. Характеристика главных героев произведения. Авторское отношение к героям.

46. Жанровые особенности произведения. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман.

47. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах.

48. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации (роман «Робинзон Крузо). Разнообразие природного мира в произведении (роман «Пятнадцатилетний капитан»).

49. Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему произведения.

50. Внеклассное и семейное чтение. Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»; Ф. Купер. «Последний из могикан»; Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров»; Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»; Л. А. Буссенар. «Капитан Сорвиголова»; Г. Р. Хаггард. «Дочь Монтесумы» (по выбору учителя и учащихся).

51. Джек Лондон (Джон Гриффит). «Любовь к жизни». Краткие сведения об авторе. Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности.

52. Характеристика главного героя. Авторское отношение к герою. Теория литературы. Развитие понятия о портрете литературного героя.

53. Победа нравственного начала в произведении. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Смысл названия произведения..

54. Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя. Теория литературы. Понятие о пейзаже.

55. Уроки доброты. А. Н. Платонов (Климентов). «Юшка». Краткие сведения о писателе. «Величие простых сердец» в рассказе А. П. Платонова.

56. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе.

57. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении.

58. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» или Л. С. Петрушевская. «Котенок Господа Бога» (по выбору учителя). Краткие сведения о писателе. Уроки добра и милосердия в произведении.

59. Характеристика главных героев произведения. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Межпредметные связи. Русский язык: диалектные слова (В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»).

60. Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты. Смысл названия рассказа.

61. Внеклассное и семейное чтение. В. Г. Короленко. «В дурном обществе» (в сокращении); Ф. Бернетт. «Маленький лорд Фаунтлерой»; В. Г. Распутин. «Уроки французского»; Р. Акутагава. «Снежок», «Паутинка»; В. К. Железников. «Чучело»; Т. Г. Габбе. «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах»; Л. Е.Улицкая. «Дед-шептун».

62. Из сокровищницы мировой фантастики. Р. Д. Брэдбери. «Улыбка», «Каникулы», «Все лето в один день», «Зеленое утро» (1–2 рассказа по выбору учителя). Краткие сведения о писателе. Фантастический мир рассказов Р. Бредбэри. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе.

63. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р. Брэдбери.

64. Смысл названия рассказов Р. Брэдбери.

65. Роберт Шекли. «Запах мысли». Краткие сведения о писателе. Фантастический мир в рассказе. Утверждение силы и мощи человеческого разума, способности не сдаваться в экстремальных ситуациях.

66. Характеристика главного героя произведения. Смысл названия рассказа. Теория литературы. Развитие понятий о фантастической и научно-фантастической литературе.

67. Внеклассное и семейное чтение. Кир Булычев. «Подземелье ведьм»; К. Саймак. «Детский сад»; А. Н. и Б.Н.Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»; Г. Уэллс. «Война миров».

68. Развитие речи. Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

69. Презентация произведения из прочитанных в течение года, которое произвело наибольшее впечатление.

70. Подведение итогов работы за семестр и год.

Рекомендуем перенести акцент на изучение произведений русской литературы. Увеличение количества часов на изучение отдельных произведений словесникам можно осуществлять самостоятельно.

Напоминаем, что на современном уроке литературы должны быть представлены не готовые ответы на основные вопросы, регламентируемые учебной программой, а пути для их самостоятельного решения учащимися, определенные импульсы, направленные на развитие способности интерпретации литературного текста читателем-школьником. Поэтому вместо прямого поучения, назидания отдельной монологической авторитетной точки зрения на литературный текст важно показать различные позиции относительно изучаемого произведения, что в результате позволит учащемуся выстроить свою собственную систему отношений к прочитанному.

В ходе преподавания литературы рекомендуем исходить из идей ноосферного образования, когда знания приобретаются в процессе общения и обсуждения, а учащийся является активным участником обучения, и «только личностно осознанная, «прожитая реально или идеально (виртуально)» информация становится знаниями» (Маслова Н. В. Ноосферное образование: монография. – М., 2002. – с.79). Целью урока литературы сегодня должны стать не только и не столько передача необходимых сведений и фактов, а обращение к образной, эмоциональной сфере личности учащегося, развитие его воображения, фантазии, логического и ассоциативного мышления.

Этот учебный год должен стать для словесника своеобразной мотивацией для апробации и внедрения инновационных методов и приёмов работы. Предлагаем учителям пересмотреть подходы к классическим формам творческих работ.

Продуктивным является прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается. Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. К такой работе необходимо написать продолжение.

В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаться к таким нетрадиционным формам сочинения, как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки, юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи. В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма. Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. На литературном материале можно практиковать написание письма на уроках русского языка – обращения к какому-нибудь персонажу, письма-признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому и т. д.

«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность», – сказал Б. Шоу. Добавим: творческая деятельность. Предлагаем апробировать на уроках и в качестве домашнего задания или задания следующие формы творческих работ: составление лингвистических карт, написание лингвистических аллюзия (намек), экфрасисов, скетчей, сочинений-стилизаций, «кинолент видений», создание фанфиков: приквелов, мидквелов, сиквелов, триквелов, квадриквелов, интерквелов, ремиксов, римейков, спин-оффов и т.д. С определениями, алгоритмами и образцами таких работ можно ознакомиться в библиотеке веб-коллегиума, а также в материалах областной методической мастерской. «Творческая работа, несмотря на сложность, является чудесным и вдохновенной трудом», – писал Н. Островский. «Радость можно найти только в творчестве – всё другое тленное и незначительное», – рассуждал А. Кони.

Новые стандарты образования акцентируют внимание на деятельностном подходе к обучению. Что позволяет деятельностный метод?

Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях. Поэтому при развитии личности учащихся, связанных с изучением русского языка и литературы, обращается внимание на формирование следующих сторон:

мотивация (интерес к предмету “Русский язык и литература”, важность изучения, удовольствие при изучении, позволяет ли изучение достигать целей, которые ставит ученик, и др.);

– уверенность в себе (уверенность в своих способностях знания грамотного письма и возможности преодолеть возникающие при обучении трудности и др.);

– “ стратегии ” в изучении предмета (старается ли ученик в основном запоминать новый материал или связать его с тем, что он изучал ранее, самоконтроль в процессе изучения предмета и др.);

эмоциональные факторы (насколько ученик волнуется при изучении предмета, чувство тревожности, беспомощности и т.п.).

Основными характеристиками достигнутого уровня языкового образования является не только объем приобретенных знаний, но и отношения учащихся к учебному предмету, их стремление заниматься именно этим предметом, оценка продвижения в предмете, уровень ожиданий (перспективы, связанные с изучением данного учебного предмета). Диалектика развития личности в этом плане может быть обозначена так: Мотивация —> Функциональные умения —> Социализация —> Мотивация.

Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.

Словеснику не стоит забывать о методических основах медиаурока и уже существующем позитивном опыте проведения мультимедийных уроков русского языка и литературы. Что такое мультимедийные технологии? Мультимедиа – это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Мультимедиа технологии – это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока.

Что мы называем медиа-, мультимедиа уроком? Это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии, урок с компьютерной поддержкой. Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Необходимые компоненты медиа-урока:

– рисунок, иллюстрация, графика;

– формула;

– интерактивная игра;

– интерактивная карта;

– интерактивная модель;

– мультимедиапанорама;

– тренажер;

– трехмерная модель;

– видеофрагмент;

– аудиозапись

– мультимедийная презентация.

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта. С хема-опора – это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения. Рисунок-опора – учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся, например, на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.

Крок – "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи. Компакт – производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними. Лингвистическая визитка – "визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п. Учебный клип – "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения- лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

Рекомендуем активнее использовать интерактивные методы обучения – систему правил организации продуктивного взаимодействия, учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Обращаем внимание на технологии РКМ (развитие критического мышления), конкретно на таких приёмах: кластеры как плацдарм новой организации сознания и мышления людей, как мультисценарии. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». «Трехчастные дневники» в отличие от «двухчастных» имеют третью графу – «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

С целью развития коммуникативной компетенции, подготовки к участию в конкурсах ораторского мастерства предлагаем провести в учебных заведениях такие коммуникативные игры: «В эфире – новости», «Конкурс дикторов».

Н.А. Рубакина (книговед, библиограф, писатель, который разработал проблемы пропаганды книги, руководства чтением и самообразования) писала: «Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ, ни пределов». Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Когда Петр I реформировал образование, он часто повторял: «Учить отроков и студентов надо так, чтобы они думали, анализировали...». Перечисленные методы, формы и виды работ помогут нам сделать уроки русского языка деятельностными.

 

Список литературы в помощь учителю-словеснику

1. Тестовый контроль знаний. Русский язык и литература: учеб. пособ. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обуч. на рус. яз. / Сост.: Л.В. Мельникова, И.Н. Данилова, Т.Н. Путий, Г.Н. Король – К.: Литера ЛТД, 2011. — 96 с.

2. Тестовый контроль знаний. Русский язык и литература: учеб. пособ. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обуч. на рус. яз. / Сост.: Л.В. Мельникова, Т.Н. Путий, Е.М. Филиппская, Г.Н. Король. – К.: Литера ЛТД, 2011. — 96 с.

3. Сборник программ самореализации учащихся. Русский язык. 9 класс. / Сост.: Прядко А.Г., Роменская С.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2011. — 146 с.

4. Сборник программ самореализации личности. Русский язык. 5 класс. / Сост.: Данилова И.Н., Садылко Е.Б., Филиппская Е.М. / Общ. ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2011. — 230 с.

5. Сборник программ самореализации личности. Русский язык. 6 класс. / Сост.: Данилова И.Н.,, Садылко Е.Б., Пызина И.А. / Общ. ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2012. — 202 с.

6. Сборник программ самореализации личности. Русский язык. 7 класс. / Сост.: И.Н. Данилова, Халабаджах И.М., Лутова Т.А. / под общ. ред. Л.В. Мельниковой. – Донецк: Каштан. – 2013. – 206 с.

7. Сборник программ самореализации личности. Русский язык. 8 класс. / Сост.: И.Н. Данилова, М. В.Болгаров, Е.М.Филиппская / под общ. ред. Л.В. Мельниковой. – Донецк: Каштан. – 2013. – 460 с.

8. Лабораторные работы. Русский язык. 11 класс. / Бережная И.В., Симонова И.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2012. – 152 с.

9. Литературные диктанты. 5-11 классы / Король Г.Н. – Донецк: ООО «Лебедь», 2005. – 200 с.

10. Сборник изложений для государственной итоговой аттестации по русскому языку: для общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус. яз.: 11 кл. / Сост.: Л.В. Мельникова, Г.Н. Король, Т.Н. Путий. – К.: Центр навчально-методичної літератури, 2013, 2014. – 208 с.

11. Научно-методический журнал «Русская словесность в школах Украины». – 2014. – № 4.

 


УКРАЇНСЬКА МОВА І ЛІТЕРАТУРА





Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия