Лекция 1. Задача курса
Введение
Более сотни лет существует кино, более полувека функционирует телевидение. За эти десятилетия они прошли сложный путь становления, развития, осознания своей специфики.
Как известно, специфика конкретного вида искусства зависит от двух основных факторов - природы материала и присущих ему выразительных средств. Об одном из этих средств и пойдет речь.
Для одного из своих фильмов "Ватерлоо" С.Бондарчук отснял 140 тысяч метров пленки. Лишь чтобы просмотреть этот материал, надо было пять дней с утра до полуночи сидеть в просмотровом зале. Продюсер фильма Де Лаурентис пригласил монтажера. Просмотрев материал, тот сказал: "Я смонтирую вам из этого картину, которая будет длиться два часа семнадцать, минут...". Фильм длится два часа четырнадцать минут.
Профессионализм!
Лекция 1. Задача курса
Монтаж (montage - складывание, собирание) является одним из главных понятий кино и телевидения.
Сам термин «монтаж» используется в нескольких значениях.
Прежде всего, монтаж представляет собой соединениеотдельно зафиксированных кадров соответственно сценарно-режиссерского замысла. Понятно, что это не только технологический процесс составления целого из частей.
С какой бы мерой точности, согласно режиссерскому сценарию и раскадровке, не был отснят материал, он будет отличаться от задуманного. Следовательно, и в процессе сборки будут появляться новые решения. Во время монтажа режиссер может исключать определенные кадры, некоторые из них переставлять, устанавливая окончательную последовательность и очередность, длину и ритм кадров, сцен, эпизодов, произведения в целом.
Опыт тысячи раз доказывал - прежде чем смонтировать, надо еще во время фиксации (съемки или записи) учесть определенные законы и правила, которые обусловят форму будущего целого.
Монтажная форма фильма или передачи как целого - второе значение понятия монтажа. Она состоит из двух видов монтажа - внутрикадрового и межкадрового.
Внутрикадровый монтаж - организация пространства-времени кадра, соотношение всех его компонентов.
Осуществляется он при участии всех выразительных средств. В результате создается единство кадра, которое С.Эйзенштейн назвал "мизанкадром". Во время внутрикадрового монтажа учитывается, что кадр будет существовать не отдельно, а в объединении с соседними кадрами и должен с ними взаимодействовать. Таким образом, внутрикадровый монтаж переходит в межкадровый, в процессе которого возникают связи и взаимодействие кадров, и, в конце концов, рождается образный ряд произведения.
Таким образом, под понятием "монтаж" надо понимать еще и определенную системувыразительных средств в кино и на телеэкране, а также правила их использования.
Не будет преувеличением утверждать, что ни одному из средств выразительности кино, а позднее и телевидения, не уделялось столько внимания, сколько монтажу.
От механического соединения двух кусков пленки (так называемая люмьеровская склейка) к установлению связей как целостности идейно-художественного обобщения - такой прыжок сделан в осознании роли монтажа.
От провозглашения монтажа одним из главнейших средств выявления авторского отношения к полному возражению его как способа трактовки - такое разнообразие споров в сфере идейно-художественного направления монтажа.
От умения объединять отдельные куски для создания, скажем, иллюзии непрерывности движения к ассоциативно-образному сцеплению или контрапунктному сопоставлению изображения со звуком - вот диапазон механизмов монтажной организации.
От почти незаметного внутрикадрового чередования отдельных элементов к общей композиции – такой диапазон участия монтажа в пространстве произведения.
От капельки яблочного сока, ацетона к сложнейшей аппаратуре - такая технологическая амплитуда нынешней монтажной организации изображения и звука.
Из сказанного видно, что в монтаже сходятся все аспекты работы над произведением - от вопросов ремесла к проблемам эстетической своеобразности образа, вопросов его специфики.
Такая многогранность накладывает свой отпечаток на формирование курса "Основы монтажа". Даже в максимально краткой форме он должен давать представление о целостной картине возможностей этого выразительного средства.
В то же время следует иметь в виду бесперспективность регистрационного перечня форм и приемов монтажа. Живая практика всегда богаче любого каталога. Чтобы уверенно осуществлять поиск, знать, как действовать в сложных ситуациях, режиссер должен ощущать внутреннюю "механику" преобразований материала монтажом. Он должен знать границы определенных монтажных принципов, видеть основные закономерности их влияния.
Лишь глубинное понимание монтажа как процесса, даст возможность реально достичь желаемых авторами результатов, во всяком случае, поможет уменьшить количество ошибок.
Сверхзадачей данного курса является показ возможностей монтажа формировать задуманную ткань произведения, влиять на художественную своеобразность конечного результата. Попробуем сделать это, раскрывая внутренние процессы, которые происходят с материалом во время объединения.
Основным методологическим принципом, положенным в основу данного курса, является рассмотрение монтажа как взаимозависимости процесса и результата.
Запомним основную формулу: монтаж - это форма связи.
Как любая форма, образованные монтажом связи определяют соответствующую содержательность целого. Поэтому крайне важно, говоря о тех или других монтажных процессах, сосредоточить внимание на показе закономерности возникновения соответствующего результата.
Следует подчеркнуть еще одно обстоятельство. Монтаж лишь условно может рассматриваться отделено от становления всей ткани произведения. Имея определенную автономию, он продолжает процессы, начатые при формировании звукоизобразительной картины кадра, а иногда и еще раньше - при формировании объекта съемки.
Понятно, что объем данного курса не даст возможность рассмотреть исчерпывающе все этапы и составные части того гигантского художественно-технического процесса, который определено термином "монтаж". Но хотя бы обзорно в процессе его изучения следует познакомиться с главными аспектами этого вопроса.
а) историей возникновения и становления монтажа; визуальная антропология, этнокультурные традиции и этнофутуризм;
б) вопросами техники и технологии монтажа;
в) проблемами эстетичных закономерностей преобразования материала, т.е. художественно-эстетичными функциями монтажа.
Завершаться курс "Основы монтажа" должен бы вопросами целостности создаваемого образа, произведения, телепрограммы, т.е. проблемами композиции. Тем не менее, практика показывает, что эти проблемы целесообразно рассматривать как самостоятельный курс.
|