Дополнительные задания. 1. Основоположник консерватизма Э
1. Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размышления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.
2. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний: а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»; б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»; в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»; г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»; д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»; е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»; ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»; з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»; и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»; к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»; л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»; м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»; н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»; о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность». 3. Дискуссия. Какая идеология нужна России? Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Государственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеологии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демократии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополитические измерения проблемы и др.) Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личностному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценности коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?
Семинар 8. Цель семинарского занятия: изучение политического поведения и его основных типов: политического участия и абсентеизма; формирование знаний об основных формах политического участия: ортодоксальных и неортодоксальных, конвенциональных и неконвенциональных; определение специфики автономного и мобилизованного участия; знакомство с основными типами политического протеста; выявление особенностей электорального поведения в современной России. Основные понятия: политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, автономное участие, мобилизованное участие, конвенциональное и неконвенциональное участие, электоральное участие, политический протест, политический терроризм.
План
|