Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Игровые концепции культуры





Концепция культуры Й.Хейзинги и Е.Финка.

Многие европейские философы и культурологи видят истоки культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Этой концепции придерживаются Г.Гадамер, Й.Хейзингэ, Е.Финк и Х.Щртега -и-Гассет и др.

Голландский историк культуры Й.Хейзинга (1872-1945) з книге «Ното 1ис1еп5» («Человек играющий» -1938г.) отмечал, что анализ любой деятельности показывает, что она является не более чем игрой. Автор считает, что человеческая культура возникает и развивается в игре. Сама культура носит игровой характер.

Концепция Хейзинги хотя и не перечеркивает значения труда как культурообразующего фактора, умаляет его роль.

Хейзинга считает, игра старше культуры и пронизывает ее от начала и до конца. Игра, по Хейзинге, это культурно -историческая универсалия

Как импульс белее старый, чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, заставляла расти культуру. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общестза переплетаются с игрой:

язык: дух, формирующий язык, перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли;

культ перерос з езященную игру;

поэзия, музыка, танец - воплощение игры;

войны, охота - суть мужские игры и т.д.

У Хейзинги играют все живые существа. Однако детерминанты игры мсг/т быть только биологические (как это имеет место у животных), а также логические и этические (у людей).

Игра - это прежде всего свободная деятельнссть. Хейзинга называет основные черты игры:

11. добровольность;

12. неординарность;

13. эстетичность;

14. динамизм; соревновательность и др.

В поступательном движении культуры исходное соотношение игры и неигры не остается неизменным. Игровой момент отступает по мере развития культуры на задний план. Вытеснение игры, начавшееся в 18 зеке, фактически заканчивается к 19 веку. Духом общестза начинает завладевать трезвее, прозаическое понятие пользы. Получает признание заблуждение, что экономические силы и экономический интерес определяют ход истории. Дух рационализма и утилитаризма завладел человеком. «Бесформенным монстром» называет Хейзинга современную ему западную культуру. В ее кажущейся силе он обнаруживает разъедающие язвы. Исследование буржуазной культуры носит у него сугубо критический характер.

Путь преобразования культуры Хейзинга видит в распространении нового сбшестзеннсго духа. Необходимо возродить з широком культурном сознании первозданную игрезую природу.

Концепция «культуры-игры» конструирует модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью XX века.

Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует «благородней игры». Мерилом человеческого поступка у Хейзинги выступает нравственная совесть.

Концепцию игрового происхождения культуры поддерживает и Е.Финк::.зоей работе «Основные феномены человеческого бытия». В типологии автора их пять - смерть, труд, господство, любовь и игра. Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания им бытия. Игра, по мнению Финка, пронизывает другие феномены человеческого существования. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут. Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, поскольку основными чертами игры Финк считает спонтанность, фантазию, которую он понимает как диалог с возможностями. Животные не знают игры фантазии, их дейстзия запрограммированы. Для Бога такого понятия как «возможности» просто не существует. Только у человека игра объемлет асе, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен игры.








Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1026. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия