Частная методика
Осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда. Кроме того, контроль ведут ведомства со своими структурными подразделениями — так называемый внутриведомственный контроль. Государственный надзор и контроль регулируются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», а также Указом Президента РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда». Этим указом определен статус государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда. Действует постановление Правительства РФ «О Федеральной инспекции труда». Государственный надзор, кроме того, регулируется: Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России. Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации. ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
по теме № 5 (лекция):
«БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА»
Автор: доктор философских наук, профессор Чижик П.И.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры Протокол № __ от «___» __________ 20__ г.
Москва - 2013 Частная методика проведения учебного занятия по теме № 5 (лекция): «Бытие как философская проблема» Время: 2 часа Учебные вопросы: 1. Общая характеристика онтологии как учения о бытии. 2. Многообразие видов и форм бытия и способов их постижения
В первом вопросе важно отметить, что центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает именно категория «бытие». В данном вопросе следует дать краткую характеристику онтологии как учения о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. В античной философии были сформулированы различные варианты онтологии как учения о бытии как таковом, которое было связано с различением бытия и небытия, подлинного существования и неподлинного существования. Следует обратить внимание обучаемых на то, что впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид из Элеи (ок. 540 – 470 до н. э.). Необходимо отметить, что в современной философии бытие определяется предельно широко: все то, что существует как объективно, так и в связи с человеком. Бытие включает как материальное, так и духовное (идеальное). Другими словами, бытие – все то, что реально или мысленно существует: объективная и субъективная реальность. Как видно, бытие не сводится современной философией только лишь к предметно-вещественному миру, что было характерно для картины мира материалистов прошлого, или к объективно-субъективному миру у представителей идеализма. Во втором вопросе необходимо особо выделить то, что с помощью категории «бытие» интегрируются основные идеи, на базе которых выстраивается фундамент философской картины мира. Современная философия, рассматривая проблему бытия, исследует его виды и основные формы, которые не сводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны. В данном вопросе лекции необходимо дать краткую характеристику основных видов бытия (бытие материального, физического и бытие идеального, духовного) и его основных форм: а) бытие вещей (тел), материально-физических процессов естественной природы и вещей, процессов искусственной (социальной), второй природы, то есть произведенной человеком; б) бытие человека; в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; г) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества (социумов). Особо следует подчеркнуть, что исследование основных форм бытия, выявление специфики и характера их отношений расширяют наши знания о сущности и содержании мира, месте человека в нем.
Материальное, программное обеспечение и интернет-ресурсы занятия: 1. выставка литературы; 2. компьютерный файл с планом занятия, литературой по теме и по учебному курсу; 3. мультимедийный проектор (графопроектор «Лектор-2000»); 4. мультимедийная презентация (слайды) по теме занятия. 5. фрагменты учебных видеофильмов телеканала «Культура» из серии «Жизнь замечательных людей (философов)». 6. Интернет-ресурсы: – портал «Философия» www.filosofia.ru – портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ – федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Литература: Основная литература: 1. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 кн. М.: Академический проспект, 2012. 2. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 3. Миронов В.В. Философия: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2012. 4. Подопригора С.Я. Философский словарь. Ростов н/Дону: Феникс, 2013. 5. Философия: учебник /под ред. проф. Б.И. Каверина. М.: Воен. ун-т, 2011. Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Высшая школа, 2009. 2. Горелов А.А. Философия. М.: Кнорус, 2012. 3. История русской философии: учебник /под ред. М.А. Маслина. М.: Высшая школа, 2008. 4. Петров Ю.В. Лекции по истории классической немецкой философии. СПб.: Питер, 2010. 5. Светлов В.А. Философия. М.: Питер, 2011. 6. Степин В.С., Яскевич Я.С., Юдин Б.Г. Философия. М.: Высшая школа, 2012. 7. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. М.: Академический проект, 2009. 8. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Инфра-М, 2009. 9. Философия: учебник для вузов /под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. М.: Гардарики, 2010.
Тема № 5 (лекция): «Бытие как философская проблема» Учебные вопросы: 1. Общая характеристика онтологии как учения о бытии. 2. Многообразие видов и форм бытия и способов их постижения
Проблема бытия в философии является одной из центральных. Это обусловлено несколькими обстоятельства: желанием постичь мир в его цельности, жаждой самого человека быть и быть подлинно, по-настоящему, в единстве с теми, кого любишь и кем дорожишь, в единстве с самим собой и всем миром, вопреки недолжному, неправде всего мира. Проблема бытия встает перед человеком в контексте его самопознания и осознания самой ситуации «Я есть» и поиска еу причин. Проблема бытия со всей очевидностью встает перед человеком и в минуты опасности, угрозы смерти себе лично или родным и близким. Жажда бытия, встреча с ним и есть начало всякого философствования. По этой причине философия бытия – это внутренний свободный выбор человека относительно предельно всеобщего. И одновременно – философия бытия есть изначальная открытая возможность философского размышления во всей своей подлинной конкретике, глубине и универсальности. Идея бытия – ключевая для характеристики онтологии как относительно самостоятельного раздела философского знания. Без решения проблемы бытия, без выявления основных онтологических моделей мира, общества и человека невозможна фундаментальность и глубина человеческого мышления и подлинность его существования во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в рамках воинской деятельности и служения. Лишь в горизонте бытия человек обретает себя и своё единство с миром и обществом.
|