Субъект и объект познания, их диалектика
Субъектом познания всегда выступает носитель сознания – человек как представитель человеческого социума. Объектом познания – это всегда частичка природы, втянутой в процесс целеполагающей преобразующей деятельности. Человеческое сознание никогда не взаимодействует с реальным объектом непосредственно, оно вседа имеет дело с создаваемой им самим на основе чувственных данных моделью. В процессе создания такой модели познающий субъект ставит между собой и объектом особые созданные человечеством инструменты – предметы- посредники (орудия труда, знаки языка, символы и др.).Эти предметы – посредники выступают в качестве объективных способов выражения выработанных норм, эталонов «сортирующих» наше восприятие действительности. В ходе осуществления одного и того же целеполагающего действия субъект одновременно выполняет следующие функции: воздействует на внешний предмет, совершает акт познавательной ориентировки и усваивает общественно выработанные способы человеческой жизнедеятельности, воплощенные в предмете – посреднике.
31. Единство чувственного и рационального познания, их основные формы. Чувственное познание – это постижение лежащих на поверхности свойств и отношений, фиксируемых в явлении, рациональное познание – это постижение внутренних, относительно устойчивых связей, выражающих общее, дающих понимание сущности. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение (воспроизведение цвета, запаха, мягкости и т.п), восприятие (отражение совокупности сторон предмета, его целостный образ, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств предметов и явлений, опирающееся на память), представление (отражение предмета в его целостности, но уже связанное с непосредственным воздействием на органы чувств внешних раздражителей, опирающееся на память. Более высокая ступень познания – абстрактное мышление, его формы: понятие(с их помощью люди способны передавать друг другу знания о мире), суждение (форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого –либо признака, свойства предмета), умозаключение (форма выражения мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое, логически вытекающее суждение). Человек не может ограничится только чувственным уровнем познания. Целеполагающий характер его деятельности требует перехода на новый уровень абстрактного мышления, не существующего, однако, иначе как на базе чувственных данных, т.е. эти два уровня познания невозможно разорвать, это неотъемлемые стороны единого целого.
|