Третьей ступенью познания является интуиция, где, как отмечал Аристотель, мысль и бытие совпадают. Интуиция - есть прямое постижение истины без её внутреннего обоснования посредством логических операций или ссылок на данные органов чувств.
Р. Декарт утверждал, что интуиция есть понятие ясного и внимательного ума. Неслучайно интуиция тем ярче и многообразнее, чем большим опытом обладает человек, чем более в нем проявляются личностные начала. В истории существуют философские направления, по разному усматривающие основу познания, здесь имеется в виду рационализм, иррационализм и сенсуализм. Рационализм признает разум основой познания и поведения людей. Эта позиция противоречит иррационализму, делающему основой миропонимания нечто недоступное разуму, и сенсуализм, считающему лишь чувственность главной формой достоверного знания человека о мире. Представляется, что основой человеческого познания действительно выступает разум, однако это обстоятельство не следует абсолютизировать (ведь в познании тесно переплетаются и рациональные и иррациональные и чувственные моменты).
33. Проблема истины и её критериев.
Мы вслед за Аристотелем исходим из того, что истина – есть соответствие знания вещам, объективной реальности. Истина – не вещь, а качество наших знаний о ней.Относительные истины могут вступать в противоречие друг с другом, однако это не означает отсутствие Абсолютной истины. Один и тот же объект воспринимается по разному одним и тем же человеком в зависимости, например,от эмоционального состояния или возраста. Поэтому в относительных истинах содержатся или отсутствуют разные детали, объективно присутствующие в познаваемом объекте. Сложности процесса познания приводят к возникновению двух крайностей в понимании истины – догматизму (абсолютизирует абсолютность истины) и релятивизму (абсолютизирует относительность(у каждого человека есть своя истина)).В качестве критериев истины исторически предлагались, например, общезначимость, ясность. Красота и др. Однако они слишком субъективны и если исходить только из них, то Абсолютной истины действительно нет, что противоречит человеческой практике. Именно практика и дает в качестве критерия истинности познания свой результат. Результаты человеческой практики позволяют проверять и корректировать знания в сторону их всё большего приближения к абсолютной истине. При отсутствии Абсолютной истины, невозможности приближения к ней, были бы невозможны ни общественная жизнь, ни сам Человек.