Вопрос. Общесоциологические подходы к изучению общества
При анализе общества социология использует различные подходы:демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей; психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок; общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества; культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.Также социологи выделяют формационный и цивилизационный подходы. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.Еще выделяют макросоциологический подход к изучению общества. Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др. Макросоциологические теории: Функционализм (Г. Спенсер) - сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой. Теория конфликта (К. Маркс) - в самой основе общества - классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы истории.Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический. Макросоциологический Микросоциологический Его сторонники считают, что только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей. С точки зрения его последователей общество представляет собой абстракцию, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов. Основные теории: Функционализм. Конфликтный подход. Основные теории: Символический интеракционизм. Теория ролей. Теория социального обмена. Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г.Спенсером, Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом, Р.Мертоном. Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества. Р.Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р.Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций. Конфликтный подход: Р.Дарендорф, Л.Козер. Если функционализм делал акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия. Основные положения конфликтного подхода: - Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно. - Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт. - Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства. - В результате возникает новый вид неравенства. В конфликтном направлении существует 2 течения. 1. Представитель - Л.Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт - естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы. 2. Представитель - Р.Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти. Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж.Мид, М.Кун. Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества. Основные положения интеракционизма: 1. Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов. 2. Символы возникают в ходе социального взаимодействия. 3. Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия. Символ – вещь, имеющая значение. Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно. Теория ролей: Дж.Морено. С его точки зрения жизнь – это театр. - Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе. - Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм. - Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть. - Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение. - Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь - на референтную группу. - Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей. Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс. Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы. Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной. Аксиомы теории обмена: 1. Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия. 2. Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия. 3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения. 4. Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным для него.
|