Ничто, сущее, человеческое бытие
Ничто дает о себе знать вместе с сущим и в сущем как целиком ускользающем. В состоянии ужаса мир «проседает», уходит из-под ног, но этим уходом сущего заявляет о себе Ничто. И лишь в свете Ничто впервые раскрывается существующее как существующее, что оно есть сущее, а не Ничто. Сущностью Ничто является «ничтожение», отталкивающее отсылание ужаснувшегося человека к ускользающему сущему в целом. Этим отсыланием наше бытие впервые ставится перед сущим как сущим. Лишь благодаря изначальной явленности Ничто и укорененности в нем нашего бытия мы можем подойти к сущему и вникнуть в него. Человеческое бытие, присутствие означает: выдвинутость в Ничто. «Выдвинутое в Ничто, наше присутствие в любой момент всегда заранее уже выступило за пределы сущего в целом. Это выступание за пределы сущего мы называем трансценденцией. Не будь наше присутствие … трасцендирующим, … не будь оно заранее уже выдвинуто в Ничто, оно не могло бы встать в отношение к сущему, а значит, и к самому себе". 8 Зачем нам Ничто? В свете Ничто сущее раскрывается как существующее. Ничто – прибежище нашего бытия, присутствия, изначально ставящее нас по ту сторону сущего в целом. Благодаря «встроенности» в Ничто, мы вообще можем как-то относится к сущему, стать в отношение к нему и к себе, как существующему. Если мы изначально при Ничто, почему тогда ужас не наше обычное состояние? Дело в том, что Ничто заслонено от нас сущим, в котором мы затерялись. Чем больше мы захвачены в повседневности существующим (природой, профессией, социальной ролью, модой и т.д.), тем больше отворачиваемся от Ничто. О том, что Ничто с нами, но спряталось, свидетельствуют действия наперекор, дерзания и пр. Ужас тоже с нами, он просто спит, но проснуться может в любой момент. И для этого нет необходимости в особом поводе. Являясь заместителем Ничто, человек, однако, настолько конечен, что не может своим решением поставить себя перед Ничто. Тем не менее, роль человека, человеческого бытия, присутствия трудно переоценить. Если бы не было человека, то не было бы и сущего (мира), поскольку не было бы того, кто представил бы сущее (познакомил с сущим), дал (предоставил возможность) миру явиться. Через нас сущее становится сущим. Способ, каким мы знакомим с сущим (впускаем вещи) – это и есть наше бытие, которое до всякого сущего и прячется в том, чего нет. Сущее – это, конечно, мир сам по себе, но на нем лежит печать нашего присутствия, показа. По мнению М. Хайдеггера, в человеческой истории имели место следующие способы бытия, способы показа, присутствия человека: мифология, философия, религия, наука, наконец, техника. В их свете сущее «обнаруживало себя» всякий раз иначе. В античной философии, например, все существующее – это мир сам по себе. В свете техники – это подручное средство, сырье, которому следует придать нужную форму.
|