Метафизика и Мы
Рассуждения Хайдеггера о метафизике должны наполнить гордостью простых смертных. Даже тех, кто вопреки мнению древних не преуспел ни в поиске конечных, потусторонних сущему причин, ни в умосозерцании незримого (чему посвящали себя древние метафизики). Ибо все мы метафизики, но не потому что вопрошаем о том, что по ту сторону сущего в целом, а потому, что наше бытие (присутствие) изначально укоренено по ту сторону сущего в целом, в Ничто. «Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. …Метафизика принадлежит к «природе человека». …Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие». 10 Иначе говоря, мы все метафизики по жизни, а не по своим философским и религиозным представлениям, в которых повествуется о неких потусторонних умозрительных реальностях. Метафизика – это наше бытие и удел. 7. «Метафизика» и метафизика.
Во введении метафизика определена как особый род познания (умосозерцание в противоположность чувственному восприятию), направленный на поиск конечных, «метафизических» причин сущего (бытия, сущности). В ее рамках выход за сущее (за чувственный, материальный мир) означал обнаружение посредством умозрения тоже сущего, существующего, но более высокого качества (вечное, неизменное, умозрительное). Таковы «эйдосы» Платона, «форма форм», Аристотеля, «абсолютная идея» Гегеля. Для Хайдеггера же метафизика – это выход за пределы сущего (зримого и созерцаемого умом) в целом, причем, этот выход не рассматривался им, как выход в представлении (в познании) или в религиозной фантазии. Для немецкого философа этот выход за сущее фактичен, изначален до всякого познавательного и религиозного воспарения над сущим. Метафизично человеческое бытие, оно укоренено в Ничто, выходит за рамки сущего в целом. Но утвердившись в Ничто, как своей почве, бытие не является реальностью ни чувственной, ни умозрительной, т.е. не существует. Бытие не разновидность сущего, его нет, но оно присутствует в облике и обликом сущего (философ, христианин, ученый, студент и пр.). Для классической философии бытие – это особая реальность, существующая наряду с миром вещей, как суть и причина последних. Бытие вещей само обладает бытием (бытие бытия). Для Хайдеггера бытие такого сущего как человек само не «бытийствует», не существует в качестве особой реальности. Быть метафизиком (быть в сущем и по ту сторону сущего, в Ничто) удел каждого человека, независимо от того, знает последний об этом или нет.
|