Тестовые задания. 64.Что изучает история политических и правовых учений?
64.Что изучает история политических и правовых учений? 66. Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является: -: различные теоретические концепции мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов о политических и правовых явлениях -: история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий -: специфика политико-правовых учений как особой формы реальной действительности и своеобразных объектов научного исследования -: теоретические предпосылки развития современного политико-правового знания, совершенствование теоретических разработок проблем государства и права 67. Основным методом истории политических и правовых учений выступает: -: материалистическая диалектика -: критика консервативных и реакционных концепций -: сравнительный анализ различных историко-правовых концепций -: контент-анализ исторических и правовых источников 68.Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип: -: релятивизма -: гностицизма -: рационализма -: историзма 69. Что означает санскритское слово «веды»? -: знание -: высшие силы -: власть -: справедливость 70. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня: -: Ламайя -: Ма-ат -: Сидора -: Исида 71.В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений? -: «Поучение Птахотепа» -: «Книга мертвых» -: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» -: «Палетка Нармера» 72.По древнешумерской мифологии, а также в Вавилоне в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог: -: Шамаш -: Заратустра -: Хаммурапи -: Ипусер 73. В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем: -: Дария -: Аримана -: Заратустры (Зороастры) -: Данатара 74. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии. -: Веды -: Упанишады -: Закон Ману -: Концепция «чакравартина» 75. Кто является автором книги «Лунь юй» («Беседы и высказывания»)? -: Лаоцзы -: Конфуций -: Моцзы -: Шэнь Бухай 76. Согласно чей концепции власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших? -: Лаоцзы -: Конфуций -: Моцзы -: Шэнь Бухай 77. В чем смысл принципа «исправления имен» (чжэ мин) в учении Конфуция? -: привести «имена» (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью -: обозначить место каждого в социальной системе -: дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным -: дать имя в соответствии с мудростью человека 78.В каком произведении изложена концепция даосизма? -: «Дао дэ цзин» -: «Дао дэ гджун» -: «Дао дэ мэй» -: «Дао дэ чоу» 79.Лаоцзы характеризует дао как: -: как независимый от небесного владыки естественный ход вещей -: естественную закономерность -: высшую добродетель и естественную справедливость -: способность достичь совершенства
80. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти? -: Хань Фэй -: Лаоцзы -: Моцзы -: Цзын Чань 81. Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания? -: Шан Ян -: Моцзы -: Конфуций -: Лаоцзы 82. Когда в Древней Греции возникла государственность? -: в I тысячелетии до н.э. -: во II тысячелетии до н.э. -: в III тысячелетии до н.э. -: в IV тысячелетии до н.э. 83. Кто в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея») выступает в качестве верховного заступника всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд? -: Геракл -: Зевс -: Посейдон -: Аполлон 84Кого бы вы причислили к когорте «семи мудрецов»? -: Фалес -: Гиппократ -: Цельсий -: Демосфен 85.Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о: -: загробной жизни -: вреде междоусобных войн -: объединении городов-полисов Греции -: числах 86. Наихудшим злом пифагорейцы считали: -: бедность -: анархию -: народовластие -: безграмотность 87.Кого можно отнести к старшему поколению софистов? -: Протагор -: Горгий -: Антифонт -: Сократ 88.Кого можно отнести к младшему поколению софистов? -: Демокрит -: Ликофон -: Зенон -: Алкидам Элейский 89.Какой из диалогов не относится к творчеству Платона? -: «Апология Сократа» -: «Протагор» -: «Законы» -: «Народ» 90. В каком сочинении Платон конструирует идеальное справедливое государство? -: «Политик» -: «Софист» -: «Государство» -: «Законы» 91.Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах? -: Фалес -: Продик -: Аристотель -: Демокрит 92.Распределяющая справедливость по Аристотелю исходит из принципа «геометрического равенства», что означает: -: наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от сословного происхождения -: деление общих благ по достоинству, пропорциональному вкладу и взносу того или иного члена общения -: наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от воинской доблести -: наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от царской милости 93.В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой: -: гармонично сочетается царская власть с властью аристократии -: господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов -: естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное -: индивид стремится к мировому согражданству 94.Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода: -: царский (754 – 510 г.г. до н.э.) -: республиканский (509 – 28 г.г. до н.э.) -: императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) -: христианский (до 1453 г.)
95. В каком произведении Тита Лукреция Кара говорится о договорном характере государства и права? -: «Политика» -: «Народовластие» -: «О природе вещей» -: «О правах личности» 96.В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон? -: слабость людей -: страх перед враждебно настроенными соседними народами -: врожденная потребность людей жить вместе -: необходимость установить справедливость 97. Согласно преданию начало светской юриспруденции в Древнем Риме связано с именем: -: Марка Аврелия -: Эпиктета -: Гнея Флавия -: Сенеки 98. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на: -: уголовное и цивильное -: публичное и частное -: общегосударственное и местное -: римское и колониальное 99.В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы: -: собственности -: семьи -: завещаний, договоров -: правосубъектности юридического лица 100. Особой тщательностью отличается освещение римскими юристами имущественных отношений с позиций защиты интересов: -: частного собственника и товаровладельца -: плебса -: ремесленника -: воина (легионера) 101. Основные произведения раннего христианства: -: Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) -: Евангелия -: послания апостолов -: Сумма теологии 102.Что в переводе с арабского означает «ислам»? -: любовь к порядку -: предание себя богу, покорность -: всемогущий -: братство всех мусульман
103. По преданию ислам возник в: -: Константинополе -: Александрии -: Мекке -: Багдаде 104.Что является основным источником мусульманского права? -: Коран -: писаный закон -: Сунна -: Иджма 105.Одним из крупнейших мусульманских ученых средневековья, который с прогрессивных позиций освещал проблемы политики, власти и государства был: -: Ибн Бестум -: Маджауддин -: Ибн Рушд -: Багауддин 106.Важнейшим произведением Ибн Халдуна является: -: «Книга назиданий» -: «Сборник проповедей» -: «Мир Ближнего и Среднего Востока» -: «О взглядах жителей добродетельного города» 107. В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного: -: догматизма -: фарисейства -: стоицизма -: эпикурейства 108. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам: -: искусства аргументации -: логической техники -: формы ведения споров -: юридической техники 109.Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков? -: Я. Гуса -: Дж. Уиклифа -: Ф. Аквинского -: М. Падуанского 110. Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии. -: оппозиционизм -: антиклерикализм -: богомильство -: плебисцит 111.Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии? -: Дж. Уиклиф -: Ян Гус -: М. Лютер -: М. Падуанский 112.Какую основную идею проводит М. Падуанский в своем сочинении «Защитник мира»? -: настоящий источник всякой власти – светское государство -: церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти -: упразднение сословия аристократов -: необходимость конституционного монархического строя 113. В учении какого узбекского мыслителя, поэта XV в. проводится мысль о необходимости централизованной, просвещенной монархии? -: Рубаки -: А. Навои -: О. Хайям -: Низами 114.В каком произведении Мхитаром Гошем высказывается мысль о необходимости предоставления невольным людям права выкупа на волю, в частности, путем отработки уплаченной за них цены? -: «Духовные и светские правители» -: «Апелляция к Библии» -: «Судебник» -: «Естественный закон» 115.Кто является автором наиболее раннего памятника древнерусской литературы «Слово о законе и благодати»? -: Мифодий -: Богдан -: Иларион -: Алексий 116.Найдите ложное суждение. В «Повесть временных лет» включен рассказ о том, что: -: род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику -: Рюрик был призван южными славянами в целях служить воеводой -: Рюрик объявляется отцом киевского князя Игоря -: все князья братья и всем им в равной мере вменяется в обязанность подчиняться великому князю в Киеве 117.Назовите древнейшую часть памятника права XI – XIII вв. «Русская правда». -: Правда Игоря -: Правда Святослава -: Правда Ярослава -: Правда Всеволода 118.В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин - «господин». Это термин отражает: -: понимание всемогущего и всесильного бога -: идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства -: раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине -: церковную власть, ее превосходство над светской властью 119. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки нового времени – Stato. Что означает данный термин? -: правление -: государство -: идеология -: международный 120.Государство в теории Макиавелли означает: -: политическое состояние общества -: отношения властных и подвластных -: наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений закона -: республика 121. В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера? -: в сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны -: каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства -: опора только на государство, учреждения светской власти -: властвовать должен лишь тот монарх, для которого власть не привилегия, а бремя, возложенное на него богом 122.Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)? -: М. Лютер -: Н. Макиавелли -: Ж. Кальвин -: Дж. Бьюкенен 123.По мнению Ж. Бодена, наиболее естественной формой государства является: -: республика -: федерация -: монархия -: конфедерация 124.Т. Кампанелла в своем сочинении «Город солнца» приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является: -: гражданский эгоизм -: духовный нигилизм -: частная собственность -: вольнодумство 125.В истории политической и правовой мысли значительный след оставил такой труд Б. Спинозы как: -: «Богословско-политический трактат» -: «Этика» -: «Политический трактат» -: «Политика» 126.Значительным шагом вперед в науке о государстве и праве стала разработанная Б. Спинозой методология политико-юридических явлений. Трактуя государство и право как систему естественных сил, органично выходящую в более общий механизм мироздания, он применил: -: социологический -: натуралистический -: психологический -: философский подход 127В период английской буржуазной революции XVII в. теорию патриархального происхождения государства изложил Р. Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он доказывает, что власть английских королей ведет свое начало непосредственно от: -: Ричарда Львиное Сердце -: римских императоров -: прародителя рода человеческого – Адама -: Плантагенета 128.Дж. Локк является автором доктрины: -: монархического абсолютизма -: социалистического утопизма -: раннебуржуазного либерализма -: великодержавного шовинизма 129.Кто является автором теории «Москва – третий Рим»? -: Спиридон-Савва -: Аполинарий -: Филофей -: Алексий 130.Как вы понимаете идею секуляризации монастырских земель на Руси в XVI в? -: раздача государственных земель служителям церкви -: передача монастырских земель в руки государства -: расширение монастырских земель за счет «продвижения» Руси на Восток -: развитие сельского хозяйства на территориях, принадлежащим монастырям 131. Кому А.М. Курбский посвятил «Историю о великом князе Московском»? -: Василию III -: Ивану III -: Ивану IV 132.Найдите ложное суждение. Недовольство крестьян существующим строем вылилось в крестьянскую войну по руководством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.). Двигаясь к Москве, Болотников рассылал «листы», в которых излагались основные цели восстания: -: расправиться с феодалами и богатыми посадскими людьми -: намечалось полное обновление государственного аппарата -: установление республиканского правления -: свержение царя и замена его «законным царем» 133. Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову. -: антиреформация -: экзистенциализм -: идеология Возрождения -: антиклерикализм 134. В Германии в эпоху просвещения строить юридическую науку на светской основе первым начал: -: Ф. Беккендорф -: А. Кригер -: В. Вундт -: С. Пуфендорф 135.Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Всю силу своей острой, как меч, сатиры, пафос обличения («Раздавите гадину») он направлял против: -: конституционной системы -: английской монархии -: дворянства -: католической церкви 136. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании: -: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г. -: К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй» -: Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо» -: П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы» 137. Взгляды Ж.Ж. Руссо на государство и право были несравненно радикальнее политических идей Вольтера, Ш. Монтескье. Он сделал основным принципом своей теории идею: -: народного представительства -: народного суверенитета -: конституционной монархии -: президентского правления 138.Назовите политический идеал М. Робеспьера. -: социалистическое государство -: конституционная монархия -: демократическая республика -: господство буржуазной аристократии 139. Высшей ступенью в развитии политической мысли во Франции XVIII в. было учение утопического революционного коммунизма Г. Бабефа, сформулированное в программе: -: «Заговор во имя равенства» -: «Меч и лилия» -: «Тайное братство» -: «Борьба во имя свободы» 140.Кто является автором революционного документа – Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (утверждена 4 июля 1776 г.)? -: Т. Пейн -: А. Линкольн -: Т. Джефферсон -: А. Гамильтон 141.Политико-юридические взгляды И. Канта содержатся преимущественно в труде: -: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения» -: «К вечному миру» -: «Метафизические начала учения о праве» -: «О духе законов» 142.Найдите неверное суждение. Навеян духов Просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений И. Канта: -: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; -: личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага -: человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы -: в своем поведении человек должен руководствоваться велением материальных потребностей 143. Источником положительного права, по И. Канту, является: -: честь и совесть народа -: всенародный референдум -: воля законодателя -: отношения индивидов как собственников 144.Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия: -: субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне) -: промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) -: всеобщее (чиновники) -: криминальное (воры, рецидивисты) 145 Какое из суждений является ложным? Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: -: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (внутреннее государственное право) -: в отношениях между государствами как внешнее государственное право -: в субъективной свободе (частное право) -: во всемирной истории
146.Автором какого произведения является идеолог английского буржуазного либерализма И. Бентам? -: «Принципы законодательства» -: «Деонтология» -: «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств» -: «Левиафан» 147.Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам? -: утилитаризм -: прагматизм -: идеализм -: классицизм 148.Основателем какого направления в теории политики, государства и права является О. Конт? -: тоталитаризм -: технократизм -: федерализм -: позитивизм 149. Исключите ложное суждение. Развитие общества, государства и права О. Конт связывал прежде всего с эволюцией человеческого сознания, последовательной сменой трех господствующих типов мировоззрения, или «состояния человеческих умов»: -: теологического -: метафизического -: абстрактно-логического -: позитивного (научного) 150. Воззрения французского утопического социалиста А. де Сен-Симона на государство и право определялись его концепцией: -: народного восстания -: исторического прогресса -: буржуазного либерализма -: тотального коммунизма 151.Что, на взгляд Р. Иеринга, является основой, движущим мотивом целесообразной деятельности человека? -: субъективное эгоистическое вожделение известной выгоды или пользы -: внедрение собственных идей в науку, технику, организацию производства, искусство и т.д. -: гордость за достижения всей нации, патриотизм, интернационализм -: национальное самосознание 152.Английский мыслитель Г. Спенсер (180 – 1903) был одним из ведущих представителей: -: юридического позитивизма -: политики неоколониализма -: органической теории государства -: великодержавного шовинизма 153. Главным средством «промывания мозгов» в примитивном государстве, по Спенсеру, выступает: -: религия -: идеология -: средства массовой информации -: слухи 154.В чем видел причину происхождения и главную основу политической власти и государства Л. Гумплович? -: экономические (производственные) отношения -: завоевание, порабощение одних племен другими -: распад родоплеменных отношений -: общественный договор, идея свободы 155. Г. Еллинек выдвинул наряду с социологическим понятием государства юридическое понятие государства. Это – -: снабженная первоначальной властью господства корпорация или юридическая личность оседлого народа -: форма организации общества, возникшая в результате его деления на противоположные классы -: основной институт политической власти, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической, социальной, правовой структуры -: орудие господствующего класса, используемое для подавления своих социальных противников 156.Опровергая различные концепции происхождения и роли государства, Фр. Ницше пишет, что государство – -: форма организации общества, возникшая в результате его деления на противоположные классы -: основной институт политической власти, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической, социальной, правовой структуры -: орудие господствующего класса, используемое для подавления своих социальных противников -: средство возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой 157.Право, по Фр. Ницше, – -: поиск путей к будущему -: результат войны и победы -: оправдание деспотизма -: защита имущественных отношений 158.Назовите главного представителя неокантианской политико-правовой философии. -: Р. Штаммлер -: Фр. Ницше -: Р. Иерлинг -: Г. Кельзен 159. В чем сущность политико-правовых воззрений М.А. Бакунина? -: учиться у великих движений угнетенного класса -: без крепкого пролетарского государства социалистическая революция обречена на гибель -: в истории главным злом является государство -: экономические условия являются основой социальной революции 160. Назовите труд представителя социологической юриспруденции Рудольфа фон Иеринга. -: «Государство и право» (1878) -: «Задачи права» (1876 г.) -: «Борьба за право» (1872 г.) -: «Введение в юриспруденцию» (1888 г.) 161. Согласно концепции французского утопического социалиста Ш. Фурье, ячейкой ассоциации (производственно-потребительского товарищества) – этого «нового хозяйственного мира» - станет: -: фаланга -: колхоз -: легион -: конгломерат 162. В период реформ Петра I в России складывается официальная идеология абсолютизма. В основу всех официальных объяснений происходящих перемен была положена доктрина: -: вольности дворянства -: национального самосознания -: «общего блага» -: непогрешимости царя 163. В.Н. Татищев в «Истории Российской» убеждал, что невозможность демократии в России, в основном, вытекает из: -: многонациональности государства -: низкой культуры населения -: обширности территории государства -: религиозности населения 164. В истории русской политической и правовой мысли второй половины XVIII в. «Наказ» депутатам Екатерины II вошел как наиболее концентрированное выражение теории: -: монархического деспотизма -: утопического социализма -: мелкобуржуазного демократизма -: просвещенного абсолютизма 165. Теория происхождения государства у А.Н. Радищева отличается от теории Ж.Ж. Руссо. По утверждению Радищева, возникновение власти, судов, судебных уставов есть результат: -: хитроумного плана богатых -: молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных -: бдительной охраны частной собственности -: национальных амбиций 166. Во времена крестьянского восстания Е.И. Пугачевым предполагалось создать: -: конституционную республику -: казацкое государство во главе с «хорошим мужицким царем» -: анархическое государственное образование -: подобие государственной системы времен Ярослава Мудрого 167. Неоднократно обращаясь к вопросу об отмене крепостного права, М.М. Сперанский сводил этот вопрос лишь к: -: неприкосновенности помещичьего землевладения -: законодательному урегулированию крестьянских повинностей -: установлению свободы перехода крестьян от одного помещика к другому -: установлению социального равенства 168. В отличие от представителей юридического позитивизма С.А. Муромцевым в основу понятия права положены: -: юридическая норма -: правоотношение -: администрирование -: патриархат 169. Наиболее видным представителем буржуазно-либеральной теории государства и права в России был: -: С.А. Муромцев -: М.М. Ковалевский -: Б.Н. Чичерин -: В.И.Ленин 170.Назовите представителя юридического позитивизма второй половины XIX в. -: Д. Остин (Англия) -: П. Лабанд (Франция) -: Г.Ф. Шершеневич (Россия) -: Р. Штаммлер (Германия) 171.Кому, по мнению С.А. Муромцева, предназначена роль действительных творцов права? -: законодателю -: суду и администрации -: референдуму -: всенародному собранию 172. В.И. Ленин представлял себе социалистическое государство как: -: соединение силы пролетарского государства с силой монополий в единый механизм в целях обеспечения всевозрастающей прибыли -: собственника на все средства производства и некоторых отраслей промышленности -: унитарное государство, построенное на основе принципа демократического централизма -: союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных. 173.В Марксовой критике гегелевской философии права важнейшей задачей было установление соотношения общества и государства. Свое несогласие К. Маркс выражает в том, что у Гегеля -: политический строй поставлен в зависимость от абстрактной идеи -: политический строй является лишь звеном в развитии духа -: не логика служит для обоснования государства, а государство – для обоснования логики -: неверно обоснованы взаимосвязи базиса и надстройки 174. В «Капитале» К. Маркса право трактуется чаще всего как: -: результат экономических, политических, духовных свойств индивида -: стержень отношений между индивидами и классами в сфере идеологии -: машина политического господства, инструмент диктатуры класса свободных собственников -: определенная форма производственных отношений, которая не слита с последними, а вторична по отношению к экономической структуре общества 175.Юридический закон, по К. Марксу, - это: -: официальное, исходящее от государства общеобязательное правило, призванное регулировать социальное поведение людей -: продукт сводного соглашения во всем равных контрагентов -: результат классовой борьбы, в которой трудящиеся заставляют, вынуждают правительственную машину эксплуататоров откликаться на их притязания, отражать их интересы -: орудие сознательного социального управления, ускоритель общественного прогресса 176.Важнейшие программные документы I Интернационала были написаны К. Марксом при участии Ф. Энгельса. К ним в первую очередь относится: -: «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» -: «Учредительный Манифест Международного товарищества Рабочих» -: «Немецкая идеология» -: «Дебаты о свободе печати…» 177. Во «Временном Уставе Товарищества» К. Маркса основной целью классовой борьбы пролетариата провозглашалась: -: поддержка освободительной борьбы колониальных и зависимых народов -: борьба против реформистских иллюзий прудонизма -: ликвидация классового господства -: освобождение колоний от ига метрополии 178. Опыт Парижской Коммуны позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу разработать важное положение о: -: союзе диктатуры пролетариата с системой буржуазного парламентаризма -: союзе рабочего класса с мелкой и средней буржуазией -: пролетарском государстве нового исторического типа -: национальной борьбе против колониального порабощения 179.Какое из суждений ложно? Единственный источник права Ф. Лассаль усматривал в государстве, казавшемуся ему: -: вечным священным огнем цивилизации -: инструментом нравственного совершенствования личности -: органом, пекущимся о свободе всех и каждого -: важнейшим стимулом революционных преобразований 180.В экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс анализирует понятия «отчужденный труд», «самоотчуждение труда», порождающих, согласно его точки зрения, эксплуатацию, разделение общества на классы и борьбу между ними. Для К. Маркса «отчужденный труд» - это: -: труд рабочего не на себя, а на буржуа -: неквалифицированный труд -: овеществленный труд -: двенадцатичасовой труд 181. Какая идея является центральной в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса? -: «бунт против государства связан не с действительной борьбой, а с борьбой против навязчивых идей, «призраков» -: в ходе коммунистической революции пролетариат устанавливает свое политическое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии -: стремление обосновать необходимость и возможность устранения дуализма гражданского общества и государства -: стремление уничтожить нищету с помощью государственных реформ 182. Ф. Лассаль (1825 – 1864) – организатор Всеобщего германского союза, порицая бесправное положение трудящихся в буржуазном обществе, эксплуатацию работников, искал выход в: -: свержении угнетательского государства -: экспроприации экспроприаторов -: индивидуальном терроре -: социальной солидарности 183. Ч. Беккария является родоначальником «классической школы» в теории: -: административного права -: уголовного права -: гражданского права -: конституционного права 184. Назовите кредо юридического позитивизма. -: анархизм -: аскетизм -: формализм -: нигилизм 185. Что, по утверждению Г. Кельзена (школа юридического неопозитивизм), означает «чистота» юридической науки? -: неукоснительно следование нормам общего права, а не «индивидуализированного», создаваемого судом, администрацией -: исключение из юридической науки идеологических и аксиологических (ценностных) аспектов -: изъятие из юридической науки любых попыток, рассмотрения права сквозь призму общественно-исторической формации -: рассмотрение права с точки зрения государственного суверенитета 186.В познавательном плане современные теории естественного права опираются на различные направления объективного и субъективного идеализма. Естественное право выводится из: -: божественного порядка бытия -: самореализации объективного разума и объективной идеи права -: «процесса исторического правопонимания», «живого исторического языка» -: процесса естественного развития 187.Раскройте смысл теории элит (от франц. еlite - лучшее, отборное, избранное) Г. Моски, В. Парето. -: политическая жизнь есть борьба, смена, «циркуляция» элит -: принадлежность к элите зависит от способности тех или иных людей руководить массами, господствовать над подчиненными «классами», навязывать свою волю другим -: идея неспособности народных масс к управлению -: народные массы должны выращивать политическую элиту 188. В чем смысл юридического позитивизма (вторая половина XIX в.)? -: рассмотрение права как самодовлеющую форму в отрыве от его содержания -: общественное движение, добивающееся отмены какого-либо закона -: деятельность в области политики, проводимая без учета общественных закономерностей, реальной обстановки и соотношения сил -: мелкобуржуазное общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной власти
|