Реализация
Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление всем процессом. При этом главной цели сопутствуют следующие компоненты: -Частные промежуточные цели -Определение и планирование задач -Установление путей и сроков решения задач -Распределение ресурсов -Выделение средств и определение методов -Организационные действия -Выполнение решений -Контроль и коррекция -Достижение цели. Организационно-управленческие технологии социально-культурной сферы имеют ряд особенностей, которые проявляются в том, что: -содержание социально-культурной деятельности настолько емко и разнообразно, что требует использования всего богатства видов и форм управления; -в этой отрасли предоставляется широкая возможность сотрудничества с другими сферами, привлекая значительные средства различных финансовых спонсоров на основе взаимного интереса (формирование репутации и имиджа фирмы-спонсора, проведение рекламной кампании и т.п.); -несмотря на то, что в отрасли деньги зарабатываются не на основе прямой коммерции, все более широко применяются методы конкуренции за осуществление коммерческих проектов и получение бюджетных и внебюджетных средств; -социально-экономическая ситуация в стране привела к изменению механизмов хозяйствования, которые теперь основываются на широком применении самостоятельности в поиске новых механизмов управления, в том числе и в сфере культуры; -управление коммерческими и некоммерческими проектами требует от работников культуры постоянного освоения новых знаний ^ умений в области управления, экономики и права. Организационно-управленческие технологии предполагают мобильное распределение обязанностей, соблюдение иерархии подчиненности и контроля, основанной на правовых документах, трудовых прав и обязанностей. К ним относятся также материалы и документы, отражающие как содержание организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, материально-технические ресурсы. Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных в проекте задач и требует от организаторов проведения анализа первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение такого анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечения спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций. Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются договорами на взаимовыгодных условиях. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грантов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонсирующей организации или продвижения ее товаров через рекламу. Форма патронажа предполагает финансовое и организационное покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечительские советы предоставляют различные льготы и средства для реализации проектов (помещения, финансовые средства и т.п.). Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного волеизъявления при оказании поддержки проекту, без каких-либо обязательств со стороны его руководителей. Отдельные социальные фонды становятся активными участ ками разработки и осуществления социальной политики региона ганизуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандя их организации. Такой социальный посредник требует определенны затрат - около 10% стоимости проекта. Широко применяется и такая форма поиска финансово материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, которая осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенциальным спонсором. Главная составляющая успеха фандрайзинга - привлекательность проекта, коммерческая или имиджевая (реклама, связи с общественностью), а также престижность участия спонсора в проекте, подтверждающая или продвигающая его социальный статус. Формирование у спонсоров чувства сопричастности, ответственности за реализуемый проект, ознакомление их с перспективами совместной деятельности, информация о проводимых мероприятиях, приглашение на совместные заседания, рассылка билетов, программ, приглашений способствуют выстраиванию долговременных отношений. В социально-культурной сфере практикуются платные мероприятия в поддержку проектов - балы, вечера, презентации, конкурсы, марафоны, аукционы, конференции, благотворительные обеды. Они создают рекламу проектов и спонсоров, способствуют привлечению к благотворительной деятельности новых организаций. Управленческие планы конкретного проекта разрабатываются с учетом содержания проекта, видов деятельности, уровня принятия решений, сроков исполнения. В зависимости: а) от содержания они могут быть тематическими по одному из направлений деятельности, или системными, включающими ряд направлений, или комплексными, включающими все направления; б) от уровня принятия решений по реализации проекта различают планы федеральные, республиканские, областные, краевые, региональные, городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные планы; в) от степени директивности планы бывают прогнозные, рекомендательные, директивные (подлежащие обязательному выполнению); г) от сроков реализации их подразделяют на перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные). Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, проявленных в пе- Й0д работы над реализацией проекта. Этому способствуют учет и ^четность, которые осуществляются в четырех видах: текущий (пер-«цчный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий. Текущий предполагает учет как качественной, так и количест-ренной стороны деятельности (объем выполненной работы, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К учету прилагаются документы, подтверждающие проделанную работу - программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видеопродукция, квитанции и другие документы, подтверждающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посетителей, рецензии СМИ, экспертные оценки. Акты приема подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели. Привлекательной формой, демонстрирующей уровень проделанной работы, являются творческие отчеты коллективов, отдельных исполнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного или федерального масштаба. Статистические отчеты составляются на основе данных, полученных от учета текущей работы, как правило, по особой табличной форме. Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, со стороны вышестоящей организации-учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы и общественный - со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, средств массовой информации), а также контроль со стороны граждан. Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоративной культуре организаторов как важной составляющей формирования и утверждения образа проекта. Они включают в себя: стиль управления (ритмичность, равномерность распределения заданий и сроков исполнения); культуру общения (разрешение и профилактика конфликтов); формы управления внутрипроектной жизнью (использование традиций, ритуалов, внешних символов), информационный дизайн (аббревиатуру проекта, знаковые и графические символы, одежду сотрудников, слоганы, звуковые и музыкальные сигналы и т.п.); возможно принятие системы запретов на внешний облик и системы взаимоотношений внутри коллектива. Вопросы для самопроверки 1.Что входит в понятие «организационно-управленческие те нологии»? 2. Что входит в систему управления социально-культурной дея тельностью? Дайте характеристику ее звеньям. 3. Охарактеризуйте этапы управленческой деятельности по реализации социально-культурного проекта и сравните их с организаторской деятельностью. В чем их сходство и отличие? 4. Что такое «организационно-корпоративная культура» и какую функцию она выполняет при осуществлении проекта? 5. Какие формы работы со спонсорами вы знаете? Есть ли отличие в работе с ними? Литература 1. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 2. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1996. 3. Жданова Е.И., Иванов С.В., КротоваН.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1997. 4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое об-во России, 1998. 5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 6. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995. 7. Новаторов В. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992. 8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 9.Бодунген А. На пути к успешному фандрайзингу. М., 1995.
|