Монтажный лист
Особую, если не главную, роль играет в проекте творческий замысел предстоящей акции. На значимость замысла в работе над творческим произведением указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн Вольфганг Гете, отметивший, что «в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла». Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств. Замысел несет в себе логику проекта будущего шоу, социальной акции, выставки, концерта, отдельного номера и других художественных и социальных форм. В нем отчетливо видны как общий смысл проекта - его тема, идея, содержание, форма, так и его отдельные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность построения, образность. Подчеркивая решающее значение замысла и в технологическом процессе создания проекта, теоретики и практики нередко сравнивают творческий социально-культурный проект с архитектурным. В нем архитектор предусматривает целостный образ всего строительного сооружения, а также гармоническое соотношение его отдельных частей, производит расчеты «несущих» конструкций. Что же входит в замысел творческого социокультурного проекта? Каковы, в чем заключаются его «несущие» конструкции, составные части, как и зачем производить расчеты? Рассмотрим это подробнее. Говоря о проектном замысле, мы не можем обойти его концептуальную основу - ведущую мысль проекта, т.е. то, что волнует людей и тревожит автора как личность, о чем он хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над проектом, автор из всего многообразия окружающих явлений и свойств каждого из них выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что автор считает наиболее интересным и важным. Отбираются те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают мировоззрение автора, которые он считает наиболее важными и характерными. Именно поэтому выбор явлений, отображение связей, в которые эти явления вступают, глубоко лично-стны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции, понимания общественной значимости отобранных фактов и явлений. Отображая ту или иную сторону жизни, тот или иной факт, человеческий характер, автор так конструирует, чтобы в этих событиях, фактах, поступках проступали наиболее важные и существенные черты современной жизни, наиболее значимые проблемы человека. Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования, охват жизнен- ных явлений, входит в понятие темы. Вечные темы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала всегда привлекательны для человека. Они-то и становятся основой творческого замысла проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, личностный характер. Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрителей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку проект не создается абстрактно, а рассчитан на определенную конкретную аудиторию и предполагает, как уже говорилось нами выше, изучение ее культурных запросов и интересов, возрастных, образовательных, профессиональных, социальных и других особенностей. Определенность и ясность выбранной темы обусловлены постановкой автором проблемы или идеи, требующей ответа на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории?», «Какие обобщающие выводы сделает побывавший на предполагаемой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформируется к увиденному и услышанному на сцене?», т.е. ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя. Тема и идея составляют идейно-тематический смысл проекта. Они являются тем стержнем, который держит весь замысел проекта в едином русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а наоборот, объединяет их в единое целое, углубляя и уточняя основную тему и идею, усиливая впечатление от их восприятия. Рассмотрим это на примере формирования идейно-тематического замысла «Праздника народных ремесел» в городе Суздале Владимирской области. В этом городе в XIX и начале XX века процветали ремесленнические промыслы. Суздаль славился своими мастерами: резчиками по дереву, жести, вышивальщицами, художниками, расписывающими деревянные изделия, кружевницами, ткачихами ковров, мастерами плетения из лозы, бересты, соломы, лыка, а также плотниками, краснодеревщиками, кузнецами, гончарами, печниками. Однако после революции 1917 года многие ремесла перестали существовать, а оставшиеся находились на грани исчезновения. Интерес к народным промыслам и ремеслам возродился в XX веке, поскольку Суздаль является одним из всемирно известных туристических центров России. Он награжден международной организацией ЮНЕСКО призом «Золотое яблоко» за сохранение памятников на- циональной культуры. Отчасти и поэтому он привлекает значительное яисло туристов, проявляющих повышенный интерес к покупке сувениров, изучению различных видов ремесленничества. Но среди мастеров оставались в основном пожилые люди. Повысить интерес к народным ремеслам у молодежи, пропагандировать исчезающие и существующие виды народных промыслов - таковы были цели и задачи, которые поставила администрация города перед проектировщиками будущего праздника. Авторами проекта был проведен значительный объем информационно-аналитической работы по изучению истории ремесел в городе, личному знакомству с известными в городе мастерами, поиску малоизвестных фактов и событий. На основе полученных сведений был сформулирован идейно-тематический замысел будущего праздника. Он трактовал тему «Праздник народных ремесел» (а именно так авторы назвали проект, а затем и сам праздник) как тему красоты и поэзии народных ремесел. Идея праздника (ради чего?) должна заключаться в понимании того, что красота и поэзия народных ремесел нуждается в защите через их возрождение и преемственность. Следующим важным конструктивным элементом проекта был выбор содержания и формы. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение авторов проекта, направляя «по заданному маршруту» поиск содержательного материала, отбор наиболее выразительных концертных номеров, разнообразных жанров литературы и искусства, документальных материалов, способных адекватно отразить авторскую мысль. Выбранная форма активно влияет на отбор содержания проекта, содержание же, в свою очередь, лепит форму. Ответ на вопрос: «В какой форме будет реализован проект?» не менее важен, чем ответ на вопрос: «Какое содержание, какова основная сущность будущего проекта?». Многообразие драматургических форм социально-культурной деятельности (театрализованные представления, праздники, гала-концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, разговорные (1а1к) шоу и другие) диктуют свои законы при отборе содержания, соответствующего форме. Проект, основанный на использовании такой формы, как литературно-музыкальная композиция, предполагает включение в замысел произведений художественной литературы, публицистики, музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Проект гала-концерта раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся основными конструктивными составляющими и раскрывающими основной смысл проекта. Активно развивающиеся авторские телевизионные разговорные шоу, типа «Основной инстинкт», «Свобода слова» или игровые шоу «Поле чудес», «Слабое звено», предполагают каркасную форму, рассчитанную на конкретного ведущего (очень часто автора или соавтора проекта), периодичность выхода в эфир и регулярные воздействия на зрителя. Оригинальность каждого выпуска подобного проекта заключается в отборе неординарного содержания, поиске интересных героев, непосредственно участвующих в обсуждении проблемы, разработке «острых» вопросов к участвующим в дискуссии, сиюминутность ответов и убедительного комментария ведущего программы. Личность ведущего, его владение техникой импровизации становится важным условием успешности разработанного проекта. Иногда проект разрабатывается под конкретного ведущего творческой программы, и его смена влечет за собой снижение интереса к проекту и отказу от него. Примером может служить проект музыкального шоу «Два рояля», который исчез из телевизионной сетки второго канала после замены ведущего шоу. За поиском и нахождением сюжета или сюжетного хода, конфликта, основных событий и действия следует его композиционное построение. Композиция организует форму проекта, не просто упорядочивает номера, эпизоды, блоки, но и требует такого их расположения, которое позволит наиболее полно, порой интригующе, выразить главную мысль. Композиция включает в себя такие элементы, как: экспозиция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие основного действия, кульминация, развязка, финал. Приведем в качестве примера композиционное построение проекта «Праздника народных ремесел» в г. Суздале: -Экспозиция. «Спешите скорей на праздник ремесел, на праздник друзей». (Выход на главную площадь скоморохов и зазывал на праздник.) -Завязка. Праздничное шествие фольклорных коллективов России и стран содружества. —Развитие действия: -Эпизод 1. «Город мастеров». (В музее деревянного зодчества расположены ряды ремесленников, демонстрирующих свое искусст-во; разыгрываются «ожившие» этнографические сценки, организуется аукцион по продаже изделий ремесленников.) -Эпизод 2. «Потешная поляна». (На специально оборудованной поляне проводятся старинные и современные народные игры и зрелища.) -Эпизод 3. «Суздальские крылечки». (На крылечке крестьянского дома, расположенного в музее деревянного зодчества, организуются конкурсы частушечников, гармонистов, плясунов.) -Эпизод 4. «Семейная дубравка». (Проведение конкурсов юных участников праздника в различных жанрах народного творчества.) -Эпизод 5. «Посиделки». (Накрываются столы с самоварами и чаем, работают пряхи, вязальщицы, кружевницы; демонстрируется фрагмент этнографического свадебного обряда; организуются конкурсы среди молодых супружеских пар на лучшее знание ремесел.) -Финал. «Мы приветствуем древний Суздаль!». (Заключительный концерт фольклорных коллективов, праздничный фейерверк.) Следующая важная составляющая проекта - поиск художественного, зримого образа, который может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, свет, цвет, пластика становятся лейтмотивом проекта, создавая ту или иную (нужную замыслу автора) атмосферу; через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным образным смыслом проекта. Так чайка становится символом невинности и праздности, персонифицирующим главную героиню Нину Заречную в спектакле МХАТ по пьесе А.П. Чехова «Чайка». Толчком к рождению художественного образа проекта могут послужить подробное и глубокое знакомство с личностью героя, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, жизненный факт, событие, т.е. весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любопытнее и внимательнее взгляд автора проекта, тем шире его возможности в нахождении художественной образности. Но автора всегда подстерегают подводные рифы творчества -штампы, т.е. однажды найденное оригинальное решение, которое неоднократно повторяется в ряде программ. Умение отказаться от найденного ранее художественного решения (даже очень интересного и своеобразного), искать и находить но- вые пути и новые, порой нетрадиционные подходы к решению щих творческих задач становится важной характеристикой ской состоятельности специалистов, работающих над проектом. Не менее важным аспектом, свойственным социально культурным проектам, является организация общения, которое программируется в ходе работы над проектом. Именно общение, которое возникает в ходе реализации проекта, способствует проявлению сильных коллективистских эмоций, стимулирует возникновение эстетических переживаний. Специальные приемы, активизирующие участие зрителей в проектируемой программе, планируются уже на уровне замысла (массовые шествия, ярмарки, игрища, конкурсные состязания, встречи, открытые кинопоказы, театрализованные представления и т.п.), что позволяет создать условия активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширяет границы и формы общения. Проектный замысел находит конкретное выражение в определенных формах записи. В зависимости от сценарной обработки содержательного материала различают и формы записи: а), сценарный план - набросок композиционного построения содержания будущей программы с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории; б), либретто - конкретное содержание, более развернутое, чем в сценарном плане; в), литературный сценарий - представляет собой развернутую подробную литературную разработку содержания программы с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальной темы, применяемых технических средств; г), режиссерский сценарий - представляет собой развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, с подробно расписанной светозвуковой и музыкальной партитурой, с указанием конкретных произведений, литературных текстов, мизансцен, исполнителей, времени исполнения, организационных моментов. Работа над замыслом и проектом в целом - процесс творческий и требует от авторов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением своего кругозора, устоявшегося мировоззрения, ценностно- иентационной направленности, высоких профессиональных и нравственных качеств. Только в этом случае личностная позиция автора, работающего над проектом, будет востребована аудиторией, а успех проекта воз-]у10Жен при условии творческого подхода в использовании инновационных методик, нетрадиционных форм и приемов, огромной работоспособности и точного расчета организационно-финансовой деятельности разработчиков и подбора лиц и организаций, занимающихся реализацией проекта. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите, в чем сходство и в чем различие между социально-культурной программой и творческим проектом. 2. Назовите составные части творческого проекта и дайте им характеристику. 3. Охарактеризуйте роль замысла в творческом проекте и раскройте этапы работы над ним. Литература 1. Азбука фандрайзинга//Артменеджмент. М., 2002. № 1,2. 2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 3. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 4. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М.: МГИК, 1993. 5. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2003. 6. Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март, 2001 г.). М.: МГУКИ, 2001. 7. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000.; Вып. 2/Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001. 8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.
|