Студопедия — Технологии социально-культурного программирования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Технологии социально-культурного программирования






Технологии социально-культурного программирования с необ-опимостью предполагают четкую локализацию проблемы и выявле­ние ее динамики во времени и в настоящее время представляют собой важное звено решения социально значимых культурных проблем.

Программирование представляет собой одну из форм конкрети­зации научного предвидения в социально-культурной сфере и нахо­дится во взаимосвязи с прогнозными и проектными технологиями, планированием, управлением, целеполатанием.

Общим у этих технологий является то, что они занимаются раз­работкой перспектив будущей деятельности на определенный срок. Однако есть и существенные различия. Рассмотрим эти различия не­сколько подробнее.

Технологии прогнозирования разрабатывают прогнозы вероят­ных состояний какого-либо явления в будущем. Технологии проекти­рования разрабатывают прототип, прообраз предполагаемого или возможного состояния объекта.

Технологии планирования осуществляют разработку заранее намечаемого порядка реализации какой-либо программы, последова­тельность действий, объем предполагаемой работы, намеченной на определенный период с указанием целей, содержания, методов, сро­ков выполнения.

Планировать - значит разрабатывать общие цели, конкретизиро­вать и детализировать их в заданиях, которые необходимо выполнить в сравнительно короткий период времени, определять пути и средства Достижения их результативности. Технологии планирования предпо­лагают установление форм контроля за выполнением промежуточных и главных целей путем сопоставления плановых показателей с фак­тическим выполнением.

Стратегическое планирование лежит в основе программирова­ния и представляет собой детальный комплексный план для того, чтобы обеспечить осуществление направленных действий по дости­жению поставленных задач.

Современные технологии программирования вбирают в себя элементы диагностических, экспертных, прогнозных, проектных, а также организационно-управленческих технологий.

Мы будем понимать под социально-культурным программна ванием научно обоснованный процесс создания или перестрой» имеющейся социокультурной среды. Социально-культурные про граммы представляют собой совокупность организационных, хозяй ственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением и горизонтальными связями, согласованные по времени ресурсам и исполнителям.

Технологию работы над созданием конкретной культурно-досуговой программы как специфической формы социально-культурной деятельности мы подробно рассмотрим в параграфе, по­священном рассмотрению особенностей социально-культурного про­екта.

Социально-культурное программирование рассматривается се­годня как деятельный прорыв в те сферы культуры и досуга, где ярко выражены общественные потребности в социально значимых разра­ботках, где наличествует множество альтернативных подходов к ре­шению конкретных задач.

Первые попытки разработки и внедрения программного подхода в социально-культурную сферу были предприняты в нашей стране в; 20-30-х годах прошлого века. Особенно яркими и впечатляющими стали программы А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков, совершивших правонарушения, силами коллектива несовершенно­летних колонии им. Ф.Э. Дзержинского и А.А. Шацкого, предложив­шего социально-культурную программу по развитию и формирова­нию личности ребенка, подростка, взрослого человека на уровне на-1 селенного пункта (территориальной общности).

Эти программы ставили своей задачей подчинить досуговую среду целостному процессу формирования личности и доказать, что социализация, воспитание и развитие личности (ребенка, подростка, взрослого человека) реально выполнимы и в рамках свободного вре­мени. Удивительно, насколько актуальны и злободневны для нынеш­ней ситуации проблемы обостренного внимания к человеку, макси­мального развития различных видов социальной помощи населению, просвещения, досуга, которые были подняты социально-культурными программами тех лет.

Исторически второй этап социально-культурного программиро­вания приходится на период «оттепели» в шестидесятые годы про­шлого века, когда возродился интерес к отечественной социологии, появились первые специалисты социологи, педагоги-организаторы

школьной работы, руководители подростковых клубов, ориенти-В анные на социально-педагогическую работу с детьми и населени­ем-

Новый импульс социально-культурное программирование полу-

ило на рубеже 70-80-х годов. В эти годы стала интенсивно созда-

аться сеть новых центров культуры и досуга: социально-культурные,

социально-педагогические, культурно-спортивные, физкультурно-

спортивные комплексы, а затем и молодежные культурные центры,

видеосалоны, аттракционы и т. п.

За это время в социально-культурном программировании был на­коплен значительный опыт разработки, развития и реализации про­граммных инициатив. Но их осуществление сдерживалось из-за идео­логических ограничений, финансово-ресурсной, кадровой, организа­ционной необеспеченности, негативных последствий административ­но-командного руководства, межведомственного управления, разоб­щенности различных социальных институтов (семьи, школы, учреж­дений культуры и досуга, общественных организаций и др.).

Нынешний период можно характеризовать как период необхо­димости активизации социально-культурных инициатив и предложе­ний, что обусловлено рядом важнейших факторов. И главный среди них - глубокий экономический и политический кризис, охвативший нашу страну с конца 80-х годов. Он резко обострил и без того напря­женную социальную ситуацию, намного увеличив социальную обез­доленность значительной части российского общества. Эти проблемы требуют коренного изменения социальной политики общества и го­сударства, принятия радикальных мер по оказанию социальной по­мощи и социальной защиты через рекреацию и самодеятельное твор­чество, обращение к духовным ценностям личности. И несмотря на наметившуюся стабильность общества и экономический рост, соци­альные проблемы по-прежнему злободневны и чрезвычайно важны.

Активное обращение к социально-культурному программирова­нию обусловлено также усилением социальных функций культуры, оказывающей интенсивное влияние на формирование социально зна­чимых идеалов (как со знаком «+», так и со знаком «-»), расширени­ем социально-культурной сферы, включающей в себя широкую сеть социокультурных институтов, совокупность культурных коммуника­ций, досуговую сферу и другие подсистемы.

Однако подобающего места социально-культурное программи рование после многих лет забвения пока еще не заняло. Этому есть объяснения.

Во-первых, достаточно хаотическое состояние наблюдается во всех сферах жизни страны после смены социальных ориентиров, что закономерно и объяснимо. Программирование же - удел стабильного общества.

Во-вторых, демократизация общественной жизни особенно ярко проявляется в сфере культуры: люди не желают больше быть объек­тами манипулирования, а потому отвергают всякое программирова­ние своей жизни, особенно в свободное время.

В-третьих, до сих пор ощущается нехватка профессионалов, ра­ботающих в социальной сфере и сфере досуга, слабо задействуются специалисты смежных научных отраслей (социологи, культурологи, педагоги, психологи).

В результате социально-культурное программирование часто остается оторванным от прочной социологической базы. Сбор и ана­лиз первичной социологической информации, диагностика, поиско­вое программирование, социальный эксперимент - все это элементы информационной деятельности программиста.

Имея дело с довольно сложной совокупностью объектов и явле­ний (образом жизни, быта, досуга людей, культурной средой, модой, стилем, поведением людей, содержанием и формами деятельности социально-культурных институтов), разработчики социально-культурных программ широко используют данные смежных наук, за­имствуя у них подходы, методы, средства, программы изучения и | создания социально-культурных объектов.

Важной технологической особенностью социально-культурного программирования является возможность проявления творческого начала не только со стороны разработчиков, организаторов-профессионалов, социальных работников, педагогов, менеджеров и других специалистов, но и со стороны населения.

Перечислим процедуры, которые необходимо пройти группе специалистов разрабатывающих социально-культурную программу:

1. Диагностика и экспертиза проблемной социокультурной си­туации, выявление источников и причин ее возникновения, путей разрешения, определение регионального потенциала в рамках того или иного вида социально-культурной деятельности, имеющихся ма­териальных, творческих и человеческих ресурсов.

2, Анализ социально-культурной ситуации на основе проведен-Й диагностики, формирование объективных представлений о си-ЦйИ, определение приоритетных направлений, которые должны финансироваться из бюджетных средств, целевых фондов и т. д. В нализ входит также описание основных компонентов программы, определение временных и организационных границ, сопоставление реальной и желаемой ситуации, определение социальных групп и ка­тегорий населения, вовлеченных в программу, их развернутая харак­теристика, обоснование выбора места реализации программы, норма­тивный и поисковый прогнозы.

3.Уточнение и формулирование проблем - для преодоления вы­явленных в ходе проведенного исследования недостатков и реализа­ция благоприятных возможностей, заложенных в ситуации.

4. На основании выявленного прогноза определение и уточнение целей и задач программы, разработка первоначальных идей.

5. Нахождение реальных вариантов решения поставленных це­лей и задач, путей разрешения проблемы.

6. Разработка проекта и создание соответствующей модели по оптимальным образцам, проведение расчетов по определению средств достижения проектного состояния, социальных последствий

проводимых преобразований.

7. Формирование целостной программы, определение последо­вательности и координации действий всех лиц, участвующих в ее осуществлении, условий, при которых программа может быть реали­зована, «стимулирующих механизмов», разработка подробного плана

деятельности, бизнес-плана.

8. Осуществление программы с поэтапным контролем и постоян­ным уточнением ситуации, реализация организационно-технических мероприятий и других действий управленческого характера.

При разработке и реализации социально-культурной программы происходит постоянный анализ получаемых результатов, корректи­руются методы и технологии влияния, уточняются формы и содержа­ние. Глубокий анализ итогов работы может стать начальным этапов Дальнейшей разработки следующей программы, которая может быть продолжением или развитием предыдущей.

Как необходимое звено в цепи «прогноз - проект - программа» социально-культурное программирование предполагает проблемный подход. Благодаря этому подходу проблемность выступает своеоб­разным принципом разработки программы. Именно из принципа про-блемности мы исходим при построении концепции программы, ее ло гики и структуры.

Программирование, как правило, начинается с экспертизы и ди агностики социально-культурных и личностных проблем и ситуаций и осуществляется параллельно с исследованием.

Социально-культурная программа, разработанная на основе проведенного исследования, имеет целью прямо или косвенно ре­шить проблемы социальной профилактики и оказать помощь отдель­ным категориям населения в социальной адаптации и реабилитации.

При определении цели программы технологу следует руково­дствоваться некоторыми правилами. Цели должны: -быть максимально достижимыми;

-быть очень конкретными и ранжированными по времени; -соответствовать характеру деятельности социальщ культурного института; -быть реальными. Обоснованность выбора цели социально-культурной программы находится в прямой зависимости от приоритетов общественного раз­вития. К таким приоритетам обычно относят следующие постулаты: преобладание личного начала над групповым; ориентация управлен­ческих процессов на поддержание высокого качества жизни; под­держка и развитие основных видов социально-культурных услуг для населения, гарантированных государством; включение органов мест­ного самоуправления в разработку и реализацию региональных про­грамм и др.

Обратимся к таблице классификации целей, предложенной ав­торским коллективом учебника «Технологии социальной работы» под ред. профессора Е.И. Холостовой, которыми могут руководство­ваться разработчики социально-культурных программ.

Однако при формулировании целей нередки типичные ошибки, которые допускают руководители и технологи социально-культурной сферы.

Работая над программными процедурами, технолог должен учи­тывать то, что программы многоаспектны и каждый аспект имеет свою модель, и все эти модели находятся в сложных взаимосвязях и взаимодействиях.

Первая модель - экономическая - в своей структуре содержит разделы: затраты, рентабельность, освоение капиталовложений, пла­нирование, эффективность.

Другая модель - гуманитарная - строится на множественности представлений о культуре, творчестве, истине, качестве искусства, Духовном развитии человека, закономерностях и взаимосвязях чело­века с окружающим миром.

Третья модель - управленческая - включает такие смыслообра-зующие структуры, как обеспеченность, контроль, централизация,

учет и отчетность.

В социально-культурном программировании применяются все

перечисленные модели в системе. Типичные ошибки при формулировании целей

Типичные ошибки Правильные действия *ц'
Весь объем задач не подразделяет­ся на главные и второстепенные. Смещается перспектива деятельно­сти Задачи ранжируются на главные~и~&гоп(Г"" степенные; внимание и ресурсы концен трируются на главных задачах
Представленная задача не соответ­ствует необходимому ресурсному обеспечению Задача приводится в соответствие с тре­бующимися материальными, организаци­онными, кадровыми ресурсами
Витиеватость формулирования за­дач, не способствующая точному пониманию исполнителями; неоп­равданное применение морально-эмоциональных оценок, политиче­ских деклараций Формулировка задач должна быть недвуТ смысленной, понятной для исполнителей и руководителей программы
Подробные советы и детализиро­ванные указания относительно способов выполнения задач, кото­рые могут меняться в связи с изме­нившимися условиями действий Опытные исполнители не нуждаются в подробных указаниях и мелочных сове­тах; в связи с меняющимися условиями и исполнители должны иметь свободу
Игнорируется кадровый вопрос, в программе не определен круг кон­кретных исполнителей и руководи­телей, несущих персональную от­ветственность Назначаются руководители программы в целом и отдельных ее этапов, определяет­ся точный круг исполнителей и руководи­телей
Не указывается срок исполнения программы в целом и ее этапов Устанавливаются сроки выполнения задач и достижения поставленной цели

Рассмотрим этапы формирования региональных программ соци­ального и культурного развития и их примерную структуру.

1.На первом, диагностическом этапе накапливается и анализи­руется информация о социально-политической, экономической и со­циально-культурной жизни региона.

Информацию целесообразно накапливать по следующим разде­лам:

-социальные и культурные особенности и проблемы региона, динамика его развития, доступность социально-культурных учрежде­ний и ценностей для людей, преобладание женского или мужского населения и др.;

-характеристика региона по возможностям создания условий для социокультурного развития личности и социальных групп, т.е.

тявление возможностей государственных институтов и обществен-

!Х формирований с целью последующей координации материаль-

ых и человеческих ресурсов, социально-культурных программ ре-

она и области, создания межведомственных программ по наиболее

актуальным для региона проблемам;

-творческий потенциал региона, квалификация специалистов социально-культурной сферы и смежных сфер деятельности, состав специалистов, способных качественно, организованно и содержа­тельно осуществить программу;

-характеристика различных социально-демографических групп населения региона, выделенных по критериям сходства или различия экономического, культурного, политического положения, социаль­ных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами, как престижные и значимые; выявление ведущей проблемы и нереализо­ванных потребностей у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт ре­гиона, в котором отражены состав населения, проблемы и потребно­сти приоритетных социальных групп.

По итогам первого этапа проектирования составляются два ос­новных документа: паспорт социально-культурного развития терри­тории и матрица анализа социокультурной жизни региона.

В паспорте находят отражение объективная информация как об инфраструктуре культуры в регионе, так и об использовании матери­альной базы, кадров, общественных движениях, т.е. о том потенциа­ле, который может быть использован в решении выявленных проблем

региона.

В матрице отражается динамика социально-культурной жизни региона: культурные приоритеты, динамические характеристики групп населения; ранжируются задачи культурного обслуживания по степени их востребованности.

2. Второй этап формирования социально-культурной программы - это разработка концепции и приоритетных направлений развития территории и осуществляется на базе результатов, полученных в ходе проведения информационно-аналитического этапа.

Основу разработки концепции составляют три вектора приори­тетных направлений:

а) жизненные проблемы и потребности социальной группы или

какой-либо категории населения; б) проблемы регионального характера в одной из сфер социал но-культурной деятельности (искусства, истории, культуры, экологи и т.п.), которые являются общими для различных групп населения целом;

в) осмысление как общих подходов к преодолению противоре чий и разрешению проблем, так и конкретных путей, т.е. управленче­ских действий, которые будут способствовать снятию выявленных противоречий и устранению диспропорций.

Приоритетные направления социально-культурной деятельности должны отражать одновременно и способы решения выявленных проблем определяемой социальной группы, и пути блокирования возможных источников социальной напряженности, и сферы потен­циальной деятельности населения.

Опыт разработки региональных программ социально-культурного развития различного уровня показывает, что на основе анализа исход­ной информации могут быть выявлены такие проблемы:

-ухудшение экологической обстановки; нарушение гармонии в отношениях человека и природы;

-усиление социальной напряженности (в связи с проблемами занятости населения, неуверенности в завтрашнем дне и др.);

-диспропорции в отношении численности коренного населения и мигрантов, в результате чего происходит размывание традицион­ных для региона видов культурной деятельности и утрачивается ис­торико-культурная самобытность территории;

-низкий уровень образования и культуры населения как следст­вие сокращения контактов с образцами подлинной культуры;

-обострение материальных проблем культуры как следствие ос­таточного принципа финансирования;

-отсутствие у населения выбора форм и содержания досуговой деятельности, отвечающих реальным потребностям и интересам;

-утрата исторически сложившихся наименований населенных пунктов и ландшафтных объектов как знаков культурного своеобра­зия поселения;

-разрушение традиционной народной культуры (традиций, ре­месел, промыслов, обрядов и др.).

Выявленные проблемы нуждаются в анализе причин, обуслов­ливающих низкую эффективность социально-культурной политики, приведшей к этим проблемам. Среди таких причин могут быть:

а) Причины организационно-управленческого характера:

-недостаточная поддержка работников культуры со стороны ор-

Н0з местной власти;

-несоответствие сложившейся системы управления культурой с овь возникающими социально-культурными ситуациями;

-«размытость» социального заказа (как со стороны органов вла­сти, учреждений и организаций, так и со стороны населения) на фор-МЬ1 социально-культурной деятельности;

-отсутствие координации и кооперации в деятельности учреж­дений культуры, спорта, образования;

-отсутствие концепций культурной политики региона и соот­ветственно программ социокультурного развития. б) Причины экономико-правового характера: -отсутствие реальных прав и самостоятельности отделов культу­ры, народного образования, социально-культурных институтов;

-слабая материально-техническая база социально-культурных

учреждений;

-трудности хозяйственно-экономического плана, обусловлен­ные низким уровнем экономической и юридической компетентности

кадров;

-низкая заработная плата работников социально-культурной

сферы;

-неготовность кадров работать в рыночных условиях, находить дополнительные источники финансирования деятельности учрежде­ний культуры.

в) Причины содержательного характера:

-сохраняющаяся ориентация учреждений на деятельность по организации досуга как средства идеологического воспитания, воз­действия «сверху» и т.п.;

-однообразие содержания и форм деятельности социально-культурных учреждений;

-неспособность работников эффективно действовать в условиях контрактно-договорной системы отношений, устанавливаемых в связи с реализацией конкретных социально-культурных программ;

-консерватизм и инертность коллективов социально-культурных учреждений, не успевающих оперативно реагировать на быстро меняющиеся запросы и моду в сфере досуга;

-ориентация на массовую культуру и массового посетителя, не-учет проблем и потребностей реальных людей, отдельных социаль­ных групп; -стандартизация деятельности социально-культурных

ний, ориентация на «вал», отрыв от местных условий и возмоги стей.

Выявленные причины низкой эффективности реализации куль турной политики вызывают необходимость поиска и определения пу тей и способов решения проблем по блокам и разработки конкретных предложений.

Следующая операция, с которой сталкивается технолог в работе над социально-культурной программой, - это формирование приори­тетных направлений культурной политики, выявление наиболее зна­чимых в социальном и личностном плане сфер и форм деятельности, требующих правовой, финансовой, организационной и других видов поддержки со стороны государства.

На основе данных, полученных в ходе проведенного анализа, возможна разработка концепции социокультурного развития региона, которая строится по следующей примерной схеме:

1. Развернутое описание проблемы (проблем) региона (города, района...) и характеристика их носителей (различных социальных групп).

2. Обоснование приоритетных направлений социокультурного развития.

3. Задачи культурной политики (по каждому из приоритетов). Наибольшую личностную и общественную значимость в совре-

менной культурной жизни имеют следующие направления социо­культурной деятельности:

-искусство (формирование художественной культуры населе­ния);

-история (историческая культура);

-нравственность (нравственная культура);

-экология (экологическая культура);

-здоровье (физическая и психическая культура);

-политика (политическая культура);

-труд (профессиональная культура).

Данные направления могут быть рассмотрены в качестве при­оритетов культурного развития. При разработке программы социаль­но-культурного, социально-экономического развития региона вклю­чаются направления по развитию различных форм социальной помо­щи отдельным группам населения, социальной профилактики, разви-

гп сети социально-культурных институтов, укреплению их матери-

Т#1° „ _.

ьНО_техническои базы, закреплению кадров и др.

3.Третий этап технологического процесса разработки социаль-0_культурной программы заключается в формировании заказа.

На этом этапе на основе общей концепции региональной куль­турной политики разрабатывается программа развития социокуль­турной жизни территории. Происходит «привязка» концепции к ре­альным возможностям территории - кадровым, экономическим, ма­териально-техническим и т.п.

В структуру программы могут входить такие разделы: -приоритетные направления социально-культурной деятельно­сти;

-проблемная ситуация региона;

-социальная база программы;

-цели и задачи социально-культурной деятельности; -виды и формы социально-культурной деятельности; -социально-культурная инфраструктура (совершенствование деятельности и перепрофилирование имеющихся, создание новых социально-культурных учреждений);

-кадровое обеспечение программы (система подготовки, повы­шения квалификации, переквалификация кадров);

-экономическое обоснование программы (расчет затрат, источ­ники финансирования, организационное обеспечение).

На этом этапе с целью привлечения широкой общественности к участию в разработке программы может быть объявлен специальный конкурс в соответствии с тематикой, отражающей приоритетные на­правления в концепции по развитию культурной политики региона.

Подведение итогов конкурса целесообразно поручить специаль­но созданной экспертной комиссии по разработанным критериям. (Подробно о работе экспертов см. в специальной главе учебного по­собия.)

4. Четвертый этап работы над социально-культурной програм­мой предполагает разработку видов деятельности по реализации тер­риториальной программы социально-культурного развития.

На этом этапе определяются заказчики и исполнители (управле­ния, отделы, комитеты по культуре, фонды развития культуры и ис­кусства, целевые фонды и конкретные исполнители, реализующие за­каз (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, социаль­ные центры и др.)). Между ними заключается система договоров по

выполнению социально-творческого заказа. Причем в договоре предусмотреть формулировку конечных результатов работы, которь должны иметь четко различимые качественные и количественные па раметры, систему мер, которые способствуют успеху.

Технологический процесс разработки социально-культурной программы можно представить в виде таблицы, отражающей после­довательность этапов ее формирования.

№ этапа Цель этапа Содержание деятель- «Выход» этапа
    ности  
  Изучение социокуль- Сбор, обработка, анализ а) Паспорт ^оциоГ
  турной ситуации в информации о социаль- культурного разви-
  регионе но-политической, эко- тия региона; б)
    номической и культур- Матрица анализа
    ной жизни территории социокультурной
      жизни
  Разработка концеп- Определение приори- Концепция социо-
  ции социально- тетных направлений культурной поли-
  культурного развития социокультурного раз- тики
  региона вития; характеристика  
    «проблемных» групп  
  Формирование заказа Определение заданий Региональная про-
  на разработку регио- на разработку програм- грамма социокуль-
  нальной и социокуль- мы развития культуры турного развития
  турной программ региона; разработка ус- региона по приори-
    ловий конкурса, экспер- тетам
    тиза  
,.4 Реализация террито- Определение этапов Система организа-
  риальной программы реализации программы. ционно-
    Заключение договоров управленческих,
    на реализацию про- инновационных
    граммы. центров управлен-
    Кадровое, право- ческой деятельно-
  • • -...г •:•'.;.•'. «:: •'••.-' вое, материально- сти, ее координа-
;.'.<1;. -:>'';-^:';'.-:а::/;й" • оа * техническое, финансо- ции. Договоры по
    вое, информационно- выполнению заказа
  .-,ч •.-.--,-• • ь.?«-..- методическое обеспе- Реальное измене-
    чение программ ние духовной жиз-
      ни региона

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социально-культурная программа и каковы ее це­ли?

2. Дайте характеристику основным этапам работы над социаль-

Н0_кулътурной программой.

3. Раскройте структурные составляющие социально-культурной

программы и дайте им характеристику.

4. Какие ошибки встречаются при формулировании целей соци­ально-культурного программирования и как их исправить?

Литература

1. Законы РФ «Основы законодательства Российской Федерации о куль­туре», «О национально-культурной политике», «О местном самоуправлении в

РФ».

2. БиржеюокГ.М., Марков А.П. Основы региональной политики и форми­рования культурно-досуговых программ. СПб., 1989.

3. Диагностика социокультурных процессов и концепции культурной по­литики (региональный аспект). Свердловск: Изд-во УрОАН, 1991.

4. Красшъников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования:

Учеб. пособие. М.: МГИК, 1993.

5. Марков А.П., БирженюкГ.М. Основы социокультурного проектирова­ния. - СПб., 1998.

6. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Хо-

лостовой. М.: ИНФРА-М, 2002.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 3488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия