Студопедия — Технологии социально-культурного проектирования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Технологии социально-культурного проектирования






Если социально-культурная программа представляет собой крупную форму социально-культурного технологического процесса, вбирающего в себя разнообразные виды и формы деятельности ре­гиона, города, района, то проект может быть выражен прежде в моде­ли какой-либо конкретной формы вне зависимости от ее масштаба. К примеру, это может быть международный проект конкурса «Мисс Вселенная», проект Московского музыкального фестиваля «Рождест­во в Москве», проект ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам ТЭФИ, концерта на Красной площади из­вестного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в

парке культуры им. Горького, семейного вечера отдыха в доме кул туры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», проек международной выставки современного искусства «Москва - рда риж», а также театральные, телевизионные, кино- шоу, музыкальные и др. проекты.

В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект», «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд», рождение новых традиций - проект презентации эстрадной звезды на площади у концертного зала «Россия», новый взгляд на хорошо известные праздники (проект предновогодних и новогодних праздников «Вели­кий Устюг - родина Деда Мороза») и т.п.

Проект входит в социально-культурную программу как состав­ная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и сегодня является обязательным компонентом профессиональной дея­тельности специалиста социально-культурной сферы.

Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы насе­ления, на которую он рассчитан; предполагает адекватный проблем­но-ситуационный подход в определении цели, благодаря чему обес­печивается эффективное воздействие на людей в тех или иных соци­альных ситуациях; ориентирован на междисциплинарное использова­ние взаимодополняющих методов и совместное сотрудничество, ко­ординацию и интеграцию усилий различных организаций; предпола­гает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.

Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе насе­ленного пункта, территориальной общности), социально-экономической и социально-культурной ситуацией и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, те­левизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов оп-

сов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, Р Офессиональных групп населения.

Благодаря применению разнообразных методик при разработке проекта специалист накапливает и углубляет знания об ареале и диф­ференциации культурного пространства, качестве и количестве различ-Нь1Х видов социокультурной деятельности населения, процессах взаи­модействия социальных общностей в решении текущих задач.

Однако проектные технологии имеют и ряд особенностей, ха­рактерных именно для этого вида творческой деятельности.

В энциклопедических словарях проект определяется как предва­рительный план, замысел. В данном параграфе мы также будем исхо­дить из этого постулата и рассматривать проект как творческий план, замысел конкретной художественной или художественно-публицистической формы.

Проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» обще­ства, отклик в художественной форме на то или иное социальное яв­ление - будь это празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или всего мира (международный проект «Миллениум -2000»), коллектива, личности, возрастной группы (проект областного праздника детского художественного творчества «Воздушные замки Заполярья»), историческое событие (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, националь­ный праздник и т.д.

Грамотно разработанный творческий проект поможет избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в не­предсказуемом мире конкуренции, поможет найти ответы на многие вопросы его разработки и реализации.

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и

рыночные аспекты деятельности:

-во-первых, проект служит основанием предполагаемой творче­ской работы и дает оценку результатам деятельности за определен­ный период;

-во-вторых, проект становится документом, который определя­ет курс действий и формы управления ими, он выполняет как страте­гические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения; -в-третьих, проект в большинстве случаев может быть исполь­зован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования-

-в-четвертых, проект обязательно рассматривается как доку­мент, открытый для различного рода нововведений (организацион­ных, информационных, технических, технологических, экономиче­ских и т.п.);

-в-пятых, проект может служить хорошей рекламой для пред­полагаемой акции, программы и в то же время стать своеобразной ви­зитной карточкой проектной организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно насыщенным;

-в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков ид­ти на риск и является развернутым документом, страхующим от не­удач;

-в-седьмых, проект является инструментом самообучения, по­скольку его разработка являет собой непрерывный процесс познания и самопознания.

В практике социально-культурной деятельности существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.

В рамках одного региона могут разрабатываться как общая стра­тегическая программа оздоровления всей социально-культурной дея­тельности региона, конкретных учреждений культуры, так и отдель­ные проекты, для решения одной из проблем общей программы, ори­ентированные на разработку отдельной формы или конкретного но­вовведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться.

Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете об­щей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функции и резуль­таты деятельности, присущие разработке социокультурной програм­мы.

Как видно из предложенной схемы, работа над проектом, как и над социокультурной программой, начинается с решения трех функ­ций: целеполагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывает­ся общая концепция предлагаемого проекта, определяются учредите­ли, место проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия. При получении благоприятного прогноза на реализацию постав­ленной цели специалист приступает к собственно проектированию мо­дели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов.

На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное реше­ние предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный

образ.

На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки возврата заемных средств (если в них возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенциального инвестора или кредитора, возможности государ­ственной поддержки проекта, органов местного самоуправления, со-учредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где про­ект может реализовываться. Обосновываются ключевые факторы ус­пеха: факторы выигрыша времени, полноценного или частичного из­менения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесо­образно подготовить три возможных варианта реализации проекта-оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, возникающие при реализации проекта. Третий этап работы над творческим проектом, например, над постановкой спектакля, включает следующие проце­дуры.

Утверждение сценария
Утверждение бизнес-плана
Выбор сцениче­ской площадки, разработка ре­жиссерского сценария Создание эскизов декораций Создание эскизов костюмов Подбор и разработ­ка музыкального сопровождения
Подбор и утвер­ждение отдель­ных исполните­лей и коллекти­вов Согласование с техническими службами, утвер­ждение эскизов декораций и их технического ре­шения Утверждение эс­кизов костюмов и их исполнителей Работа в студиях звукозаписи над записью музыкаль­ного сопровожде­ния

После утверждения сценария и бизнес-плана начинается непо­средственная работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. В этом этапе работы над проектом находят отражение формы и методы управления проектом, дается ха­рактеристика персонала, отвечающего за реализацию проекта (воз­раст, пол, образование, послужной список, квалификация), оценива­ется конъюнктура рынка, определяются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положения, условия отбора в форме конкурса и других видов кастинга как внутри проекта (для участников), так и вне (зрителей, посетителей).

В этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реа­лизации проекта, доказательно обосновывается использование раз-

личных технических средств: световой и сценической техники, ла­зерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкально­го оборудования, разрабатываются эскизы одежды сцены, ее художе­ственно-декорационного решения. С этой целью предлагаются маке­ты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические ха­рактеристики предлагаемой к использованию техники.

Финансово-экономическая часть проекта содержит в своей структуре развернутый бизнес-план с указанием стоимости всех ви­дов работ, по осуществлению проекта и конкретных источников фи­нансирования. Определяются пути возможной самоокупаемости по­становочных затрат, обосновываются штатное расписание и заработ­ная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислением на налоги и другими статья­ми.

Важное место отводится разработке режиссерского сценария, который является отправным пунктом для деятельности всех служб, задействованных при разработке проекта на данном этапе.

Следующий этап работы над проектом - это этап непосредст­венного производства, включающий аренду или покупку оборудова­ния, репетиционный период, производство декораций и костюмов, проведение рекламной кампании.

 

  юизводстваТвторичного финансирования про-
Этап непосредственного пр
Производство декорацион­ного оформления Производство рекви­зита и пошив костю­мов Запись музыкального оформления, шумов
Проведение рекламной кампании Организация и про­ведение репетиций Подбор, аренда, покупка технического оборудова­ния

На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые со­глашения, контракты, договоры, составленные в соответствии с трудо­вым законодательством Российской Федерации и обоснованно заклю­чаемые между организаторами (учредителями) и участниками проекта.

Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необходимость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, видеоклипы, видеоджинглы. Организу­ются и проводятся пресс-конференции, осуществляется поиск инфор-

мационных партнеров и спонсоров, разрабатываются стимулирующая система скидок на билеты, флаерсы, утверждаются эскизы афищц листовок, буклетов, используются рекламные формы и приемы, уси­ливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту.

Заключительный этап работы над проектом, т.е. непосредствен­ная его реализация, включает завершение монтажных работ по оформлению и оборудованию сцены, монтажные и генеральные ре­петиции, премьеру, экспертные оценки деятельности по реализации проекта и анализ творческих и финансовых результатов. Схематично этот период можно представить в следующим образом.

Монтаж декорацион­ного оформления Монтаж свето­технического оборудова­ния Монтажные репетиции и генеральный прогон
ПРЕМЬЕРА  
Экспертиза и анализ творческих, педагогических и финансовых результатов
       

В этот период особую роль играет разработка режиссерско-постановочной документации, прежде всего монтажного листа, со­единяющего деятельность всех технических служб, задействованных в постановочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Благодаря монтажному листу каждая служба согласованно и без каких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 2772. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия