Перспективы научно-технического прогресса
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств могут быть изменены не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной, духовной деятельности. Основа информационной технологии – быстродействующие (5 поколение – 1000000000 операций в сек.) компьютеры, программы их управления и устройства для хранения, передачи, размножения и преобразования информации. Информационная технология автоматизирует, а иногда и полностью заменяет роботами человеческий труд в сфере материального производства, облегчает и интенсифицирует умственную деятельность в науке, проектировании и системах управления, а также преобразовывает духовно художественную деятельность и колоссально ускоряет передачу и поиск всей необходимой информации.
Последнее особенно важно, так как мы живем в мире, перенасыщенном информацией: объем научных публикаций за один 1985 год превысил то, что было издано до 1976 г., то есть за 500 лет. Люди подвергаются воздействию потока информации, в 2,5 раза превышающего нормативную способность человека к ее усвоению.
Информация, рассматриваемая изолированно, сама по себе не может произвести коренных изменений в нашей жизни. Лишь через деятельность человека она становится гигантской технической, социально-экономической, культурной силой. Поэтому в мире победит то существо, которое сможет производить и внедрять быстрее и больше качественную научную информацию. Мировое сообщество осознало со всей очевидностью факт, что научная информация составляет огромное национальное богатство, национальный капитал, способный приносить немалую прибыль. Сегодня Запад выкачивает из России результаты многолетних фундаментальных научных исследований (ведь отставали мы только по прикладным). 500 млн. $ уже потеряно в результате "утечки мозгов", а США затратили 123 млн. $ на свои научные исследования. Производить и внедрять информацию традиционными методами уже невозможно, только с помощью современной информационной технологии. Процесс, в котором ускоренно развивается и внедряется информационная технология и прирост научной информации, называется информатизацией общества. Это особый социально-исторический процесс, ведущий к новому состоянию общества – информационному.
Его основные признаки:
1. Большинство трудящихся занято в сфере услуг и производства информации (в США в 1996 г. – уже около 80% населения).
2. Создается сеть гигантских банков знаний и данных, доступ к которым гарантируется законом и наличием необходимых технических средств (компьютеров, программ и систем связи). В США их уже 3500, более 40 млн. персональных компьютеров в личном пользовании.
3. Информация становится товаром и наряду с информационной технологией занимает ключевое место в экономике государства.
Процесс информатизации радикально изменяет социальные структуры, механизмы управления и систему человеческих ценностей. Перед человеком встает ряд сложнейших психологических, социальных, интеллектуальных и нравственных проблем:
1. Прежде всего необходимо овладеть информационной технологией, чтобы с ее помощью форсировать собственное интеллектуальное развитие.
2. Научиться быстро получать новые знания, постоянно повышая свою квалификацию, и быть готовым к смене профессий. Информационная технология на первом этапе развития порождает массовую безработицу (в США в 1990 г. сокращен 1 млн. рабочих мест, к 2000 г. еще 40%), но потом создает еще больше рабочих мест, причем возрастает потребность в специалистах высшей квалификации.
Самую тяжелую работу могут делать автоматизированные гибкие производства и роботы будущего. Рутинное мышление может выполняться компьютерами, на долю человека остается творческая, духовная работа. Однако большинство людей, вследствие недостаточной образованности и личной неразвитости, не обладают необходимыми творческими способностями: эффект "лишних людей".
3. Применение ИТ в перспективе приведет к уменьшению аппарата управления, более открытому доступу к профессиональной и культурной информации, к созданию новых форм индивидуального и семейного надомного производства – компьютерных коттеджей и электронных деревень.
Однако появляется и огромная опасность во всеобщем тотальном компьютерном контроле за частной жизнью личности с помощью информационной системы, поэтому одна компьютеризация, без демократизации общества, может резко уменьшить свободу человека;
4. Появляются "интеллектуальный терроризм" – заражение программ компьютеров вирусами, электронные грабежи, с помощью которых миллионы $ переводятся со счета на счет и из страны в страну. Сам процесс информатизации общества не является автоматической гарантией всеобщего благополучия. Пойдет ли общество по пути информационной демократии или информационного тоталитаризма и разбоя – зависит от сознательного и целенаправленного выбора, основанного на глубоком философском анализе процессов и природы новой информационной цивилизации.
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП:
а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства. Некоторые философы и специалисты по искусственному интеллекту допускают даже возможность симбиоза человека с интеллектуальным нейро-компьютером и автономным роботом, обладающим цветным стереоскопическим зрением и человекоподобным поведением, вплоть до появления нового вида разумных существ – киборгов;
б) развитие новейшей экологически чистой технологии: "новые" источники энергии (солнце, гравитация, приливы, земное тепло, дождь, ветер и др.), шагающий и на магнитной подушке транспорт, новые виды "сельского хозяйства" – морское, грибное, бактериальное, водорослевое;
в) разработка и использование новых материалов (жиров, пластмасс, композитов, керамики) и технологий (лазерных, плазменных, стереопечати и др);
г) биотехнология: искусственные вирусы для изготовления лекарств и продуктов, искусственные органы и виды животных, сверхпродуктивные искусственные почвы.
Все эти и многие другие достижения НТП окажут и уже оказывают огромное воздействие. Рассмотрим три уровня социальных последствий НТП:
1) микроуровень обнаруживается в жизнедеятельности отдельного человека;
2) макроуровень – в общественных отношениях;
3) мегауровень – глобальные проблемы всего человечества. Конкретно раскрыть каждый, можно только охватив всю проблематику общественного знания.
1) достижения НТП могут влиять на жизнь человека от биофизиологического до интеллектуально-духовного уровней: программирование пола и наследственности, выявление и лечение заболеваний и предрасположенностей во внутриутробном развитии; влияние на психику при занятиях с компьютером (дети в виртуальной реальности); изменение условий быта в сторону индивидуализации труда, атомизации семьи; перекос в сторону увеличения интеллектуальной нагрузки в ущерб физической;
2) на макроуровне меняются отношения между поколениями – опыт старших уже менее ценен, им труднее переквалифицироваться. Углубляются процессы урбанизации и дезурбанизации (расселение горожан в коттеджах). В целом меняются групповые, классовые, национальные отношения между людьми;
3) глобальные проблемы затрагивают жизненные интересы всех людей планеты и требуют решения путем объединения усилий человечества, хотя пока преобладают частно-локальные интересы. Стихийное, естественно-природное, неуправляемое развитие становится смертельно опасным для человека и порождает новые глобальные проблемы.
Глобальные проблемы (лат. globus – "земной шар") охватывают всю планету, все человечество.
1. Экологические последствия НТП вызывают особую тревогу. Вносимые в природу изменения достигли критического значения: природная среда стала необратимо разрушаться и делаться непригодной для существования разумных живых существ вида homo sapiens. А именно:
а) приближаются к истощению невозобновляемые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, руды металлов и др.);
б) не успевают восстанавливаться возобновляемые естественным путем ресурсы (кислород, леса, животный и растительный мир). Уже разрушено 12% плодородной поверхности земли (больше, чем площадь Индии и Китая, вместе взятых);
в) происходит необратимое загрязнение воздуха (ежегодно в атмосферу выбрасывается свыше 200 миллионов тонн окиси углерода, 150 миллионов тонн двуокиси серы, которые возвращаются обратно в виде кислотных дождей), воды (все крупные водоемы и речные артерии уже сегодня не пригодны для питья без дорогостоящей очистки), почвы (уже погублено 2 млрд. гектар пашни, что в 1,5 раза больше используемых ныне площадей). Все это подрывает условия сохранения жизни на Земле;
г) потребление энергии дошло до критического уровня, нарушающего энергетический баланс планеты, это уже приводит к концентрации углекислого газа в атмосфере, ее нагревания в результате парникового эффекта;
д) в результате НТП уже происходят непредвиденные изменения, вызывающие опасные отклонения от нормального состояния природы ("озоновые дыры" в Антарктике и других регионах, рост золотистых водорослей и "красные приливы" в Северном море и другие, пока не изученные явления).
Все это и многое другое свидетельствует о кризисе традиционных представлений о характере взаимоотношений общества с природой: рушится идея о господстве человека над природой, становится ясно, что человечество должно перейти к принципиально иному типу отношений с ней. Хотя вряд ли имеют смысл попытки "законсервировать" природу – решение экологических проблем не может сводиться просто к охране природы.
Ибо:
– сама природа изменяется, и зачастую не в пользу человека (наступление пустынь, моря – на сушу в Голландии);
– многие природные процессы наносят огромный вред людям (землетрясения, цунами и т.п.);
– сам технический прогресс невозможно остановить, полностью устранить его растущее влияние на природную среду уже никакими мерами не удастся.
Чтобы справиться с экологической угрозой, человечество должно организовать глобальное управление экологическими процессами, для чего необходимы мир и сотрудничество всех людей и государств Земли. Нас может спасти не только рациональность природопользования (замкнутые циклы производства, безотходная технология и пр.), но и интенсивное развитие новых отраслей хозяйства: индустрии восстановления, совершенствования и обогащения природы, а также перенесение части вредных и опасных производств в космос.
В последнее время все большее признание получает концепция коэволюции человека и природы – их совместного, взаимосогласованного развития. Человечество должно не противопоставлять себя природе, а составлять с ней единую целостную систему. Разумная деятельность человека становится в такой системе важнейшим фактором, обеспечивающим ее сохранение и дальнейшую эволюцию, результатом которой является возникновение ноосферы – сферы Разума на Земле.
2. Проблема войны и мира не снимается разрядкой напряженности, так как рост националистических настроений, гражданские войны приводят к взрывоопасным ситуациям в стране, где находятся АЭС, ядерные установки; для того, чтобы вызвать гибель биосферы достаточно и локальных ядерных войн. А микротехнология обещает заключение ядерного заряда в пулю, которая может снести несколько кварталов города. Расходы на исследования и разработку в области вооружений достигают 50 млрд. в год – более 10% всех расходов человечества; ими занято 400 тыс. ученых и инженеров высшей квалификации.
3. НТП углубляет разрыв между развитыми, развивающимися и неразвитыми странами. Практиковать потребительский образ жизни, основанный на достижениях научной технологии, в настоящее время могут лишь 13% населения Земли. НТП поглощает 70% невозобновляемых ресурсов и выбрасывает столько же загрязняющих веществ (95% углекислого газа производится в северном полушарии). Экономика "свободного рынка" игнорирует естественные ограничения; цены, по которым изымаются ресурсы развивающихся стран, определяются не настоящей ценностью сырья человечества, а затратами на подкуп элиты развивающихся стран, и часто, при чрезмерной жадности этой элиты, оказывается дешевле применить силу или военный переворот.
Неограниченный рост искусственных потребностей угрожает не только среде обитания, но и человечеству как системе: естественные ограничения планеты в принципе не позволяют распространить сложившийся в "первом", развитом мире тип потребления на все человечество.
Говорят даже об искусственном сдерживании развития значительной части человечества, допущении его деградации. Все это может привести и уже приводит к обострению социальных конфликтов, распространению террористической деятельности, вовлечению в нее радикально настроенных специалистов, которые создают опасные для всего человечества средства: модифицированный вирус СПИД, новые наркотики (около миллиона человек в Андах, объединенных мощной организацией), как способ мщения "первому миру".
4. НТП взаимообусловлен демографическими проблемами. Биологизаторский подход – (нео)мальтузианство (Т.Мальтус "О законе народонаселения") объясняет экономический рост и нищету только биологическими потребностями размножения человеческой популяции. Однако рост популяции землян – это не просто геометрическая прогрессия. Меняется тип воспроизводства населения:
5. Угроза духовной деградации человечества, вызванной ростом эгоизма, приобретательства в развитых и развивающихся странах и ростом зависти, ненависти в неразвитых странах. Девальвация нравственных ценностей, рост преступности – последствия рыночной стихии.
6. Проблема СПИДа и другие могут стать глобальными, если не будет найдено радикальное лекарство. ("Кара божья" за грехи человечества или реакция природы.)
Осталось не более десятилетия до того, когда возможность предотвратить угрозы, с которыми сейчас сталкивается человечество, будет упущена, и перспективы для выживания резко уменьшатся. Поэтому уже сегодня необходимы фундаментальные изменения всей человеческой деятельности, которые невозможны без учета достижений новейших технологий.
29. Отечественная философия науки: этапы развития, основные представители. Периодизация русской философии В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.) III период – Русская философия XIX – начало XX в. IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.). 1) Зарождение философской мысли на Руси
Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа: · Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.) · Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII в.в.) 1.1 Древнерусская философия Киевской Руси. Особенности исторического периода
· Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом; · Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом; · Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования · Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии. Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как: · Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии- спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы · С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира. Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии. Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии Философские идеи Киевской Руси Русь восприняла две византийские философские традиции.
1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах; 2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью Представители:
1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.) В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает: · вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе; · значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти; · проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма. 2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель. В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы: · власть – ответственность; · долг – справедливость; · каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд; · к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия. 3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания: · Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”. · Обыденное знание, обоснованное практической жизнью Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум
выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари. Вывод:
1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства. 2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое. 3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум. 1.2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)
Исторические условия:
1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной. 2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой. 3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство. 4. Окончательно оформляется крепостное право. 5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература. Направления философии Московского государства
1) Историософское направление. Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”. Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное
постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г. “Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г. “Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно. Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре. Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой. 2) Религиозные направления А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах
религиозной доктрины от ортодоксии Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики. Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”. Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде: -отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом -отрицали Троицу, святость икон, таинств; -выступали против церкви как института; -Христос – обычный человек, умерший обычным путем. Б). Нестяжатели и стяжатели.
В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и Василием Патрикеевым. -Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и
богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры. -Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая
способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью. В этом споре победили осифляне. Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений привела к возникновению русской схоластики. 3) Нравственное направление. Наиболее важные мыслители этого периода:
-Сименон Полоцкий (1629-1680) -Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей Белобоцкий -Епифаний Славинецкий 1. Видный мыслитель С. Полоцкий ратовал за доброе законодательство и хороших правителей, осуждал тиранов и невежество. Он проповедовал любовь к подданным, трезвость в суждениях, скромность в поведении, прославлял просвещение, дружбу, трудолюбие. Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни. Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики, физики и этики. Философские воззрения С. Полоцкого пронизаны верой в развитие и расцвет разума. Он отрицал существование врожденных идей, доказывая, что ум ребенка подобен чистой доске, на которой учитель пишет все, что хочет. Основная работа “Вертоград многоцветный”. 2. Юрий Крижанич выступал, прежде всего, с позиции политической философии. Основные идеи этой философии изложены в его основной работе “Политика”. В этой работе автор призывает умножать государственное благополучие и богатство, развивать земледелие как основу богатства, а так же совершенствовать промыслы и торговлю. В “Политике” осуждаются неумеренная роскошь, жестокие порядки и тирания, нещадные поборы, жадность, безделье и праздность. Согласно Крижаничу человеческое тело состоит из 4 первозданных вещей: земли, воды, воздуха и огня. Эти 4 стихии постоянно враждуют между собой, что ведет к разным несогласиям. Человек отличается от животных разумом и руками. Все люди рождаются глупыми и только с годами приобретают ум и знания. Надо стремится преумножать в людях мудрость, ибо она приносит им благо. При хорошем правителе мудрость умножается, науки расцветают. Мудрость несет людям богатство, славу, благо и правду. Невежество порождает суеверие и обман. Мудрость, по Крижаничу, должна познать такие наиважнейшие и наивысшие вещи, как бог, небо, земля, человеческие нравы, законопорядки. Знание призвано дать людям понимание причин вещей. Мудрость Крижанич делил на духовную и мирскую. Духовная мудрость – это богословие. Мирская мудрость – математика, механика, философия. Философия включает в себя: логику (грамматика, диалектика,
риторика, поэтика), физику (изучает все видимые вещи), этику (личная нравственность), экономию (наука о ведении хозяйства), политику (наука об управлении народом). 3). Андрей Белобоцкий составил комментарии книги известного философа ХIII в. Раймонда Луемия “Великая и предивная наука." Эти комментарии представляли самостоятельное философское произведение. Мир, согласно Белобоцкому создан богом и управляется провидением.
Земля шарообразна: она находится в центре вселенной. Мир делится на 2 части: материальную и духовную.
В комментариях Белобоцкого содержатся также некоторые сведения по ботанике, зоологии и др. наукам. 4). В XVII в. в России начинает распространятся гелиоцентрическая теория Н.Коперника.. Первым ее проводником был Епифаний Славинецкий. Он перевел на русский язык труды Фукидида, Плиния и других философов. В своей книге “Зеркало всея вселенная”, он изложил наряду с геоцентрической и гелиоцентрическую теорию неба, дав математические выкладки годового и суточного движения планет и высказав сочувствие теории Коперника. ВЫВОДЫ: 1. В рамках первого периода русской философии сформировались
три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный. 2. Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства. 3. Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии. 2. Вопрос. Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.) Исторические условия
1. 18 век поставил Россию вровень с Европой.
-экономические реформы -развитие производства, ремесел и науки -политические новации, соседствовали с постоянными заговорами -разнообразное художественное творчество -использование жестокости и насилия при проведении реформ 2. Постоянные крестьянские выступления.
(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева) 3. Постоянные войны. Наиболее крупные:
-северная война 1700- 1721 -семилетняя война 1757- 1763 -с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791 4. В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются
великие ученые, мыслители, политики. Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие. Герцен А. И. Так охарактеризовал это время: «Удивительное время
наружного рабства и внутреннего освобождения». 5. Начало этому процессу положили реформы Петра I. Они
раскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновили господствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньев государственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ до положения рабов. Основные этапы развития философии в этот период.
1. Ученая дружина Петра I. -Василий Никитич Татищев (1686- 1750) -Феофан Прокопович (1681- 1736) -Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744) -Иван Тихонович Посошков (1652- 1726) Идеи:
-отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. -разработана первая в России классификация наук. -отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной. -Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали
все материальные предметы и явления. -в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом. -разработали философскую терминологию на русском языке. 2.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма. Идеи:
-Он придерживался идеи и принципов атомизма. Его научный интерес- свойства материи:
«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». -В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое- это односторонние крайности процесса познания. Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции «двойной истины», т.е.: -есть истины которые могут не совпадать с религиозными -есть чисто религиозная сфера постижения истин -Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира. 3. Григорий Саввич Сковорода (1722- 1794) Родоначальником русской философии большинство исследователей считает Г.С. Сковороду. (В.В. Зеньковский называл его «первым философом на Руси в точном смысле слова»). Философия Г.С. Сковороды носит прежде всего этическую направленность: 1. Следуя вслед за Сократом, Сковорода излагает свое учение в диалогах, рассуждениях нескольких человек на определенную тему. Основная тема:
-познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков. -соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей. Он разрабатывает христианскую этику не в отвлеченном обществе, а в конкретно- российском социуме, учитывая при этом особенности национального менталитета. Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской
философии- путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно- европейской рассудочностью и восточно- христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души. 4. Русские просветители 2 ой половины 18 века. Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. (Кстати этот «Наказ» был запрещен в дореволюционной Франции, как чересчур либеральная книга). Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции). В литературу этого периода входит целая когорта выдающихся просветителей:
-Д.С. Аничков (1733- 1788) -Я.П. Козельский (1728- 1789) -С.Е. Десницкий (1739- 1789) -А.Н. Радищев (1749- 1802) Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец с
абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути, ток и по форме выражения. В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе: -главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта -весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи- движение. (В этом материализм). -стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души -в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое уравнивание людей -исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с «шествием человеческого разума». В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеях декабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой период развития русской философии. Вывод:
1. Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии 2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего. 3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения. 3 ВОПРОС. Русская философия 19 - начала 20 века. Исторические условия:
1. Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм. 2. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций. Поэтому:
Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?» Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода. Характеристика философии 19 века.
1. 19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы). 2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. 3. Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. 4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: -сфера познания («вера» - «знание») -сфера действия («аполитизм» - «революционаризм») -сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности - идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность. Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских
учений, организованных вокруг двух полюсов: 1) философия тотальности (коллективности, целостности) 2) философия индивидуальности. Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия П.Я.Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев(1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии
поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. -Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения», т.к. считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве, которым является только католицизм. -Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту. -Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», «...мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в ста
|