Вопрос 2. Ренессансный театр и драматургия (итальянская комедия дель арте, испанская комедия плаща и шпаги)
Себастьяно Серлио. Возникла идея создания здания театра. Схема зрительских мест. Он восстановил амфитеатр. Появляется рисованный задник. Серлио использует в театре световую аппаратуру, создает макеты. Стремление к созданию иллюзии реальной жизни с помощью технических средств. Ренессанс – это ярко выраженная театральность всех форм жизни, общественной, политической, религиозной, корпоративной и бытовой, всех видов искусства, с возрождением театра. И тому есть объяснение: человек берет на себя функции Бога, а именно Бога-мастера, и творит новую действительность, превращая определенные формы жизни в искусство, с перенесением действия на подмостки. Основной принцип культурной революции - театрализация жизни, театрализация миросозерцания, театрализация самого процесса жизнетворчества - от свадеб, крещения, похорон до всевозможных торжеств - и творчества. Впервые это увлечение всенародными празднествами, вплоть до создания театра, мы увидели в Греции в Золотой век Афин. Театральные представления становятся частью придворных празднеств в Ферраре, в Мантуе, а на площадях во время карнавалов в Венеции или Флоренции выступают профессиональные труппы актеров с зарождением комедии дель арте, что связывают с именем актера и драматурга Анджело Беолько (1502-1542). Как празднества, так постановка пьес на сцене театра сопровождались интермедиями, с участием музыкантов, танцоров и певцов. Комедия дель арте, или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как сценарный театр, театр импровизации или комедия дзанни. Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII в., оказав при этом ключевое воздействие на дальнейшее развитие всего западно-европейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры.К XIX в. комедия дель арте изживает себя, но находит своё продолжение в пантомиме и мелодраме. КОМЕДИЯ ПЛАЩА И ШПАГИ. Вторая группа пьес, комедии «плаща и шпаги», названа так по типичным принадлежностям дворянского костюма, в котором выступают их персонажи –представители главным образом среднего и низшего современного дворянства. Это бытовые комедии Лопе де Веги, иначе говоря «комедии нравов», составляют очень значительную часть его драматического наследия. И сейчас еще эти пьесы чрезвычайно популярны в Испании. Особенной известностью пользуются: «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Мадридские воды», «Валенсианская волна», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы», «Раба своего возлюбленного» и т.д. Сюжеты этих пьес основаны почти исключительно на игре чувств: любви, ревности, дворянской гордости и фамильной чести. При этом в них почти совсем не показаны общественная среда, фон, жизненные обстоятельства, которые могли бы влиять на развитие чувств героев. Зато для оживления действия широко использован запас традиционных мотивов и условных приемов, как, например, тайные свидания, серенады, дуэли, переодевания, неожиданные встречи, недоразумения, подмены, всякого рода совпадения, узнавания и т.п.В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму стоят ничуть не ниже аристократов. Только нравы их проще.
|