Вопрос 1. Работа автора над поисками образно-смыслового решения сценария. Смысловые решения:Безинсценированность, постановка света, метод съемки, шумы, звуки, музыкальная драматургия, стиль, интонация.Это то, что дает возможность сделать выразительной фабулу. Это сюжетная конструкция. Это направление на образование сквозного действия.1 Как уложиться замыслом в фразу: это история про…2 Побудительные мотивы. Ради чего действует персонаж.3 Проверка мотивации: Зачем? Что это добавляет?После этого идет монтаж описания событий. Нужно отслеживать: что нового несет эпизод, понятна ли картинка без текста, не повторяют ли слова действи и чувственные образы. Слова могут показать то, что не могло войти в кадр. Важна последовательность мотивов. На образно-смысловое решение работает: метафоричность, ассоциативность, знаковая музыка, шумовое настроение.Главное – это то, как двигается мысль автора. В основе движения – мысль.Важно проверить ракурсы, композицию кадра, хорошо должна читаться геометрическая форма, текстура, чередование линейных и объемных форм, отношение света и тени.Стилистика современной передачи и ток-шоу: средние планы.Крупные планы – раскрытие человеческой души.
Вопрос 2. Творчество И. Бергмана («Земляничная поляна», «Персона», «Фанни и Александр»). Фильмы, поставленные Бергманом в 40-е годы, содержат резкую социальную и нравственную критику шведской действительности. В своих ранних картинах Бергман охотно показывает Швецию «с черного хода», изображает нищету, материальную и нравственную неустроенность людей, выброшенных из жизни, не нашедших себе применения и опускающихся на дно. Бергман вывел на шведский экран героев со сломанными судьбами, ущербной психикой, болезненными страстями. Однако изображение мрачных, мучительных сторон жизни не было для режиссера самоцелью, оно заставляло зрителей задуматься над положением общества в целом. Трудно найти у Бергмана фильм, в котором не возникала бы тема человека, виновного в том, что отказался разделить страдания других людей. Эгоистическую замкнутость, равнодушие режиссер рассматривает как нравственное преступление.«Земляничная поляна». Старый профессор Исаак Борг отправляется из Стокгольма в университет города Лунд, чтобы получить награду за научные заслуги. Эта поездка, полная мучительных воспоминаний, тревожных сновидений, встреч с милым прошлым и неумолимым настоящим, подводит итог всей его жизни. Герой едет на машине и останавливается в знакомых местах. По дороге он встречается с разными людьми, «путешествует» по характерам и типам отношения к жизни. Герой также путешествует во сне: в сновидениях он лишь безмолвный свидетель того, что близкие люди ему вовсе не были близки. Происходит переоценка ценностей. Фильм «Земляничная поляна» весь построен на мотиве возвращения человека к своему прошлому.Со временем меняется стилистика фильмов. Быт все чаще отступает. В центре его внимания находится человек, который ищет высшую идею. Он ищет ее, исходя только из своего личного опыта, но поиски эти имеют общее значение, и они приводят его к другим людям. И бог у Бергмана — это не только высшая идея, но и личная идея. Бергман говорил, что, будучи сыном священника, он с детства привык видеть изнанку жизни и смерти. Христианские мотивы занимают важное место в его фильмах.Если в «Земляничной поляне» (1957) нет каких-либо острых монтажных решений, там решения драматургические, то в фильме «Персона» (1966) – острое монтажное решение.«Персона». История двух женщин, одна из которых актриса, потерявшая способность говорить. Другая – медсестра, которая должна ее вывести из этого состояния. Одна все время говорит, другая – молчит. Этот диалог чрезвычайно интересно смонтирован. Все действия в этом фильме разворачиваются в двух направлениях. Во-первых – история этих женщин, во-вторых – пленка, на которую эта история снята. Мы видим пленку, идущую по лентопротяжному механизму. Фильм начинается с того, что идет сеанс кино, и показывается эта история. А когда история доходит до кризиса, пленка начинает гореть. Заканчивается фильм тем же самым проектором. Постепенно они как бы сливаются и переходят одна в другую, меняясь сознанием, личностью, потаенными желаниями... Так возникает в фильме тема неустойчивости, расщепления человеческой личности — тема двойника. Женщины похожи друг на друга, как сестры-близнецы, между ними по ходу фильма происходит «обмен ролями». На экране возникает серия крупных планов лица, у которого левая часть принадлежит одной женщине, а правая другой. Двойное развитие действия (собственная история и пленка с этой историей) придает своеобразие фильму. Это вполне в духе тех произведений, которые снимались в 60-е годы (Феллини, «Фотоувеличение» Антониони, Годар).«Фанни и Александр» снят в последний период творчества. Это автобиографический фильм. Драма, показанная в фильме – это драма семьи Бергмана. Есть очень откровенные эпизоды взаимоотношений между людьми. И в этом весь Бергман.Основные темы творчества Ингмара Бергмана — это человек, оказавшийся в пустоте, наедине с самим собой, и поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман помогает актёрам выражать сложнейшие переживания экзистенциальной̆ встречи с не всегда приятной правдой о мире внутри и вокруг себя.