Вопрос 1. Фабула и сюжет. Фабула – хронология события, ЧТО? Последовательная связь в произведении, сюжетная схема, это логика развития действий и конфликта. ЧТО ДВИЖЕТ МОЮ ИСТОРИЮ? ГДЕ И В ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАНО ДЕЙСТВИЕ? У фабулы 5 дефиниций: потребность, мотив, выбор, цель, экспертиза.Сюжет, некий сценарий, КАК? Система событий, история, развитие действий и как оно показано на экране. КАКОВА ТЕМА ФИЛЬМА? ЧТО АВТОР ХОЧЕТ ЭТИМ ПОКАЗАТЬ?Иногда под фабулой понимается склад событий в их естественном, хронологическом и причинном порядке. Сюжет в данном случае - те же события, в том порядке, в котором они идут в художественном произведении. Термин сюжет происходит от французского sujet (тема, предмет). Под ним подразумевают развертывание действия, развитие характеров, взаимоотношений, поступков во всей их полноте. Иногда под сюжетом подразумевается внутреннее смысловое сцепление образов художественного произведения. Нам это кажется ошибочным или не до конца верным. Естественно, что сюжет связан с темой произведения, и по существу является ее главным выразителем. Вместе с фабулой сюжет является единым конструктивным элементом произведения, но если фабула является как бы основным смыслово-событийным ядром пьесы, то формой существования его становиться сюжет. Состоит сюжет из цепи событий (событийного ряда), единицей сюжета является событие. Событие же возникает как реальное столкновение противоборствующих сил, поэтому в основе сюжета лежит конфликт При построении и развертывании сюжета важно правильно организовать последовательность событий, так как сами по себе события лишены драматичности. Они обретают драматичность, только будучи увидены во взаимосвязи, в определенной последовательности. Тогда они становятся непосредственным развертыванием на сцене основного смысла через поведение, поступки, действия и т.д. персонажей пьесы. Здесь мы затрагиваем одну из сложных проблем теории драмы - связи действующих лиц между собой. Эта связь не может носить некий явный или символический характер. Сюжет обладает уникальным диапазоном содержательных функций.• Во-первых, он (наряду с системой персонажей) выявляет и характеризует связи человека с его окружением, тем самым - его место в реальности и судьбу, а потому запечатлевает картину мира.• Во-вторых, сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия. Без какого-либо конфликта в жизни героев (длительного или кратковременного) трудно представить достаточно выраженный сюжет.• В-третьих, событийные ряды создают для персонажей поле действия, позволяют им разнопланово и полно раскрыться перед читателем в поступках, а также в эмоциональных и умственных откликах на происходящее. Сюжетная форма особенно благоприятна для яркого, детализированного воссоздания волевого начала в человеке. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим (вспомним гомеровскую "Илиаду" или гоголевского "Тараса Бульбу"). Остросюжетными обычно являются произведения, в центре которых герой, склонный к авантюрам, способный умело и ловко достигать поставленной цели. Эта грань сюжета ярко сказывается в произведениях детективного жанра.Сюжеты организуются по-разному. В одних случаях на первый план выдвигается какая-то одна событийная ситуация, произведение строится на одной сюжетной линии. Таковы в своем большинстве малые эпические, а главное - драматические жанры, для которых характерно единство действия. Такого рода сюжетам (их называют концентрическими) отдавалось предпочтение и в античности, и в эстетике классицизма. Фабула В изучении фабулы как изображения действия в произведении, или "подражания действию", "Поэтика" Аристотеля ориентирована иначе, чем современные сюжетологические исследования. Аристотель определяет существо и устройство фабулы не через поиск и анализ ее элементарных составляющих, а через раскрытие ее положения и роли в системе произведения. Такой подход обусловлен общей методологической позицией Аристотеля, рассматривающего эстетические явления в их целостности и полноте художественного смысла.Фабула (от лат. fabula - повествование, история, речь, рассказ). Применительно к драматургии мы можем сказать, что под ней понимается цепь основных событий составляющих смысловое ядро пьесы. Естественно, что эти события являются основанием для сюжета, но не всегда сюжет и фабула могут совпадать. Сущность драмы, по Аристотелю, подражание действием действию. Действие же состоит из «склада событий» - это самая важная часть из всех частей трагедии. Потому, что цель трагедии изобразить некое действие. «Стало быть, начало и как бы душа трагедии - именно сказание». Отметим ряд требований, которые предъявляет к сказаниям Аристотель.Склад событий должен иметь:•целостность;•определенный объем;•структуру (начало, середину, конец);•композицию (порядок в соотношение частей);•единство (сосредоточенность вокруг одного действия);
Вопрос 2. Неореализм и психологическая драма в итальянском кинематографе середины ХХ века («Земля дрожит» Л. Висконти; «Похитители велосипедов» В. Де Сики; «Дорога» Ф.Феллини;Неоализм – самое влиятельное направление в мировом кино за всю его историю, следы неореализма можно наблюдать на разных континентах. Это послевоенное направление, возникшее в 1945 году, первым фильмом этого направления следует считать фильм «Рим – открытый город» Роберто Росселлини. Хотя термин возник с фильмом Висконти «Одержимость».Это направление сформировалось стихийно, непредумышленно. Неореализм породила сама жизнь, ее жесткие условия, которые обычный итальянец не мог ни принять, ни преодолеть. Мастера кино решили показать и обществу, и правительству, что в таких условиях жить невозможно. Для этого и начали снимать подобные фильмы. Отсюда – предельно упрощенная драматургия, документальный стиль съемок, отсутствие декораций, участие неактеров. «Рим – открытый город» - немецкая оккупация и итальянское сопротивление показаны как череда эпизодов, происходящих с обычными людьми в обычных бытовых условиях. Эти особенности картины стали основой для последующих неореалистических фильмов.До 1948 года основная тема неореализма – война! («Германия – год нулевой» Росселлини, «Пайза» Росселлини, «Солнце еще восходит» Альдевергамо). После 1948 года количество фильмов о войне уменьшается, появляются фильмы о разрушенной экономике в Италии, сиротах, безработице, и прочих социальных проблемах. Каждой из этих проблем посвящался фильм. Фильм снимался методикой, максимально приближенной к реальной жизни. Документальная манера съемок, в подлинных местах, практически отсутствовали павильонные съемки, при участии непрофессиональных актеров. Впервые трудящиеся массы узнавали в киногероях себя, в их проблемах - свои проблемы, увидели страшную правду: голод, безработицу, нищету, а вместо рекламных пейзажей - трущобы бедных кварталов.«Земля дрожит» Висконти (1948), снимался на Сицилии, в среде рыбаков, все роли играли рыбаки, режиссеру приходилось переводить за кадром. Нищета, убогий быт, тяжелые условия труда – в основе фильма. Висконти снимал рыбаков долгими кадрами, нередко на крупных планах, всегда трудных для исполнителя. Лучше смотрятся эпизоды, где рыбаки оказываются в своей стихии: когда они выходят в море, когда чинят сети на берегу, ругаются, умываются или переодеваются.Фильмы снимались по материалам прессы. Так сняли фильм «Похитители велосипедов» Де Сики. Кража велосипеда у главного героя приводит его к проблемам на работе и проблемам в семье – герой вынужден доказывать собственному сыну, что он сам взрослый и сильный мужчина. Он вынужден украсть чужой велосипед. Герой неореалистического фильма всегда обречен – обречен вести себя так, а не иначе, обречен терпеть поражение. Что бы герой не предпринимал, все напрасно – он остается таким, каким был в начале фильма – без работы, без денег, без велосипеда и без честного имени! В газете появилась заметка о вакансии девушки-машинистки. Вакансий было 2, а пришло 2000 человек. Под ними рухнула лестница, были жертвы. По этому сюжету был снят фильм «Рим, одиннадцать часов», Де Сантис (1952).С 1951 года Италия стала присоединяться к ЕЭС, приняла экономическую помощь, экономика страны стала возрождаться, уровень жизни начал расти и неореалистические фильмы стали постепенно исчезать. На смену неореализму пришли психологические драмы (Ф. Феллини, Антониони, Висконти). Одна из ведущих тенденций западноевропейского кинематографа конца 50-х - середины 60-х гг. - исследование психологии современного человека, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и разобщённости между людьми. Об этом фильмы Феллини: "Дорога", "Маменькины сынки", "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной".Дорога (1954) – в нищую семью приезжает цирковой актер Дзампано. В прошлом он уже выкупил у матери ее старшую дочь, и теперь хочет купить младшую, Джельсомину (она не вполне нормальная). Он увозит ее, делает своей ассистенткой, обращается с ней грубо, периодически бросает ее одну на дороге. После всех этих перипетий она умирает – одинокая и больная. Вся ее короткая и скудная жизнь прошла на дороге. В этой картине заложены насилие и молчаливое непротивление ему. В итоге Дзампано осознает, как далек он от того пути, на который его пыталась направить Джельсомина.Картины Антониони "Хроника одной любви" (1950), «Крик» (1957, настоящая психологическая драма), "Ночь", "Затмение", "Красная пустыня" (первая цветная картина режиссёра). «Хроника одной любви» Антониони – полудетективная драма. В нем сформировалась вся поэтика Антониони, его склонность к длинным долгим кадрам, взятых общими и дальними планами, замедленным темпом развития событий. Здесь вырабатывается характерный для его последующего творчества подтекст. Мы узнаем о прошлом героев не с помощью флэшбеков (переноса в прошлое), а за счет рассказа. Это угроза прошлых событий довлеет над всеми поступками героев.Висконти стал снимать костюмно-исторические фильмы («Чувства», 1954). Действие развивается в 19 веке. В 1957 году экранизирует «Белые ночи» Достоевского, перенеся действие в современную Италию – психологическая драма.