Студопедия — Журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» и их сотрудники. А. Аверченко
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» и их сотрудники. А. Аверченко






 

С именем А. Аверченко связана история двух сатирических журналов, существовавших достаточно долго и сыгравших особую роль в русской жизни, — «САТИРИКОНА» и «НОВОГО САТИ­РИКОНА».

 

Планы создания сатирического журнала после подавления рево­люции возникли в редакции известного Петербургского юмористи­ческого журнала «Стрекоза», который в это время не пользовался популярностью. Издатель журнала М.Г. Корнфельд, после смерти отца получивший журнал в наследство, молодые художники Ре-Ми (Н.В. Ремизов-Васильев), А.А. Радаков и только что приехавший из Харькова А. Аверченко решили превратить юмористический журнал в сатирический. Журналу дали название «Сатирикон», заимствованное из древнеримской литературы. Роман Гая Петрония «Сатирикон» высмеивал эпоху Нерона, в нем переплетались жиз­ненные реалии с гротескными образами.

 

Новый журнал вышел 3 апреля 1908 г. в самый мрачный пери­од реакции. Учитывая характер времени, он, по замыслу редакции, «должен был соединять олимпийское спокойствие, жизнестойкость, ясность и здравый смысл с критическим изображением современ­ных событий и общественных нравов»17.

 

Кроме Аверченко, в журнале активно работали поэты-«сатириконцы», самым известным из которых стал Саша Черный, печата­лись Н.А. Тэффи, П.П. Потемкин, иногда Л.Н. Андреев, А.И. Куп­рин, А.Н. Толстой. Особо прославили журнал его художники, кроме постоянных карикатуристов Н.В. Ремизова, А.А. Радакова, А. Яков­лева и А. Юнгера, в оформлении принимали участие А. Бенуа, Б. Ку­стодиев, К. Коровин, М. Добужинский, Л. Бакст.

 

Издание приобрело такое влияние, которого даже не ожидали его создатели и участники. Материалы журнала цитировали с три­буны Государственной думы, читатели горячо обсуждали напеча­танное. «Сатирикон» стал значительным явлением не только в истории русской журналистики, но и общественно-политической и культурной жизни страны.

 

Журнал часто использовал своеобразный прием — выпускал те­матические номера, которые сам озаглавливал. Так, после убийства П. А. Столыпина, к деятельности которого журнал относился резко от­рицательно, был выпущен «провокаторский» помер. Еще были «воен­ный», «еврейский», «полицейский», «экзаменационный» номера.

 

Роли текста и рисунка в номере были многообразны. Иногда текст и рисунок тесно увязывались между собой, в других случаях рисунок дополнял текст, часто изобразительный материал существо­вал самостоятельно, занимая целые страницы. Использовался прием рассказа в рисунках, где подписи поясняли карикатуры. При всей осторожности и умеренности журнал умел придать политическую ок­рашенность самым нейтральным материалам. Например, в «экзаме­национном» номере (№ 20 за 1910 г.) обыгрывались темы студенчес­ких экзаменов, шпаргалок, зубрежки и прочее. Маленький, занима­ющий четверть страницы текст «Экзамен на фельетониста» подписан литерой «Ф». Он явно принадлежит Аверченко, который использо­вал массу псевдонимов. На вопрос экзаменатора будущий фельето­нист должен ответить, перечислив ассоциации, вызванные вопросом.

 

«Теперь внутренняя политика....Кто Пуришкевич?

 

— Балаганный шут, фигляр...

 

— Марков?

 

— Который темные деньги,... курский зубр... реакционные вожделения».

 

В двух-трех словах даны характеристики самых реакционных деятелей IV Думы. Как и все еженедельники, «Сатирикон» да­вал приложения — сборники юмористических рассказов самого А. Аверченко и других русских и зарубежных писателей-юмористов.

 

К 1911 г. политическая острота журнала ослабела, он потерял свою радикальность. Общественный подъем ставил перед редакци­ей новые задачи. По мнению Аверченко, «Сатирикон» должен был угодить той части общества, которая чувствовала необходимость стряхнуть с души давящий кошмар столыпинщины, свободно вздох­нуть, весело засмеяться. Журнал предлагал смех как спасительное средство от тоски и уныния.

 

С этим мнением Аверченко были согласны не все авторы «Са­тирикона» и члены редакции. В 1911 г. ушел один из самых замет­ных авторов «Сатирикона» — Саша Черный, заявив, что не разде­ляет его направления.

 

В 1913 г. внутри редакции произошел раскол: вместе с Аверчен­ко и Радаковым журнал покинули Ремизов, Потемкин и Тэффи. На кооперативных началах они начали издавать «Новый Сатирикон», постоянно подчеркивая, что по сути он является старым «Сатири­коном». В новом журнале были сохранены самые острые отделы прежнего: «Волчьи ягоды» — сатира на злобу дня, «Перья из хво­ста» — полемика с инакомыслящими и «Почтовый ящик». Наряду с редакционным ядром старого журнала появились новые авторы: А. Бухов, А. Грин, С. Маршак, В. Маяковский. Фигура последне­го, печатавшего в журнале свои «Сатирические гимны», надолго заслонила всех остальных авторов журнала. «Новый Сатирикон» вспоминали только в связи с участием там Маяковского. Но жур­нал интересен и сам по себе, хотя, вероятно, более спорен, чем его предшественник. Его отношение к Первой мировой войне и особенно к Октябрьской революции не вписывалось, по советским стандартам, в приемлемые рамки прогрессивного направления. Февральскую ре­волюцию сатириконцы приняли, но быстро почувствовали слабость и нерешительность Временного правительства и начали пропаганди­ровать идеи сильного государства и порядка. В фельетоне «Как мы это понимаем», опубликованном в июне 1917 г., Аверченко писал:

 

«Мы, сатириконцы, заслужили право говорить с любым прави­тельством резким прямым языком, заслужили тем, что до револю­ции с заткнутым ртом и связанными руками все-таки кричали де­вять лет о русских безобразиях и не боялись ни конфискаций, ни арестов, ни лишения нас свободы.

 

Так неужели мы теперь побоимся исполнить свой гражданский долг и бросить в лицо Временному правительству и Исполнитель­ному Комитету С.Р. и С. Депутатов простые человеческие слова?

 

Стыдитесь! Вам народ вручил власть — но во что вы ее превра­тили! Всякий хам, всякий мерзавец топчет ногами русское достоин­ство и русскую честь — что вы делаете для того, чтобы прекратить это?! Вы боитесь, как черт ладана, насилия над врагами порядка, над чертовой анархией, так знайте, что эта анархия не боится наси­лия над вами, и она сама пожрет вас»18.

 

Октябрьскую революцию Аверченко и другие сотрудники вос­приняли как торжество анархии и насилия и начали борьбу с новы­ми порядками. Они выпускали специальные номера: «траурный», «исторический», «пролеткультовский», «марксистский» и специ­альное приложение «Эшафот» под редакцией П. Пильского. Летом 1918 г. журнал был закрыт.

 

Впоследствии Аверченко сотрудничал в белогвардейской газете «Юг России», вместе с армией Врангеля эмигрировал в Константи­нополь, потом переехал в Прагу. В 1921 г. вышла его книга «Дю­жина ножей в спину революции», которую В.И. Ленин называл талантливой. Аверченко много писал о правах эмиграции, его книги и сборники выходили до самой его смерти в 1925 г.

 

По-разному сложились судьбы остальных сатириконцев. Саша Черный, Тэффи, А. Бухов эмигрировали. Именно Тэффи в одном из своих рассказов задала знаменитый среди русских эмигрантов вопрос: «Ке фер? Фер-то ке?» — так звучал на смеси «французс­кого с нижегородским» знаменитый русский вопрос «Что делать?» в устах одного из героев. А. Бухов вернулся в Россию и долго ра­ботал в «Крокодиле». Некоторые из бывших сатириконцев оста­лись и сотрудничали в большевистских газетах и журналах.

 

Несмотря на то что сатирические издания начала века достаточ­но изучены19, в их исследовании существует еще много пробелов. Сосредоточив внимание только на направлении изданий, специали­сты оставили в стороне проблемы типа, формы подачи материалов, соотношения текста и иллюстраций и многое другое.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия