Специфика человекакак объекта исследования
Как уже излагалось выше, одним из значимых критериев науч- ности является организованность и институционализированность процесса познания. Свидетельством достаточной научной зрело- сти определенной сферы знания служит создание научно-исследо- вательской программы, которая сплачивает вокруг себя ученых- единомышленников и ведет к возникновению научных институтов (кафедр, лабораторий, специализированных учебных заведений). Программа должна включать в себя определение объекта и пред- мета науки, задавать ее проблемное поле и намечать возможные методы решения проблем, определяя тем самым пути развития на- уки. Первые программы создания психологии как науки появились в Германии и Франции в конце XVIII —XIX вв. В первую очередь следует упомянуть программы «практической психологии» К. Мори- ца(1792), «экспериментальной психологии» В. Вундта(1862), «опи- сательной психологии» В. Дильтея (1894). Данные программы прин- ципиально различались между собой, но практически в равной мере стали ориентирами для дальнейшего оформления психологической мысли. Они определили эпистемологические координаты психоло- alexandrows.narod.ru гии в описанных выше аспектах ценностных предпочтении авторов, в понимании задач, определении предмета и методов новой науки, отвоевывавшей себе жизненное пространство на границах филосо- фии и физиологии. Берлинский учитель К. Мориц предложил создать науку, кото- рая анализирует строение души человека по аналогии с тем, как анатомия рассматривает строение тела. Мориц видел будущую психологию прежде всего описательной практической дисципли- ной, которая поможет педагогу развить способности ребенка. В качестве основного метода исследования предлагалось самонаблю- дение. Программа В. Вундта предполагала подразделить психологию на три направления: экспериментальную психологию, психологию на- родов и научную метафизику. Основания первого мыслились близ- кими позитивистскому идеалу исследования, реализуемому с помо- щью лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Второе должно было строиться на исследовании артефактов культуры и тяготело к описательности. Третье отражало философскую позицию Вундта как идеалиста и волюнтариста (волюнтаризм — философ- ский взгляд, согласно которому высшим принципом бытия являет- ся воля: либо автономная человеческая воля, либо мировая безлич- ная воля, либо личная воля Бога). По В. Дильтею, психология мыслилась возможной только как описательная дисциплина. В ходе своей работы исследователь дол- жен пытаться реконструировать смысл, вкладывавшийся другим человеком в свое действие или в свое создание. При этом осуществ- ляется попытка воспроизведения системы ценностей, представле- ний о цели и значениях, которыми руководствовался исследуемый автор. Данный процесс строится как герменевтический (истолковы- вающий) и состоит из двух процедур: вживания в представления другого человека и сообщения о полученных результатах научному сообществу. Вживание само по себе является иррациональным: оно покоится на процедуре вчувствования, сопереживания, постановки себя на место исследуемого лица. При этом именно психология, по мысли Дильтея, должна стать центром наук гуманитарного цикла. «Психология будет основани- ем наук о духе, подобно тому, как математика — основа естествозна- ния», — утверждал он. В последующие два столетия буквально каждый поворот в раз- витии психологии был отмечен программными манифестами, за- являющими как о возникновении новых научных школ, так и ре- организующими уже сложившиеся подходы. Например, рождение бихевиоризма связано с работой Джона Б. Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (1913), психоанализа — с выходом в свет в 1900 г. «Толкования сновидений» 3. Фрейда, гешталътпсихоло- гии — с «Экспериментального исследования восприятия движе- ния» М. Вертгеймера (1912). Построение советской психологии на основе философии марксизма берет начало со статьи Л.С. Выгот- ского «Исторический смысл психологического кризиса» (1927), а «экологический» поворот в рамках современной когнитивной пси- хологии — с программного выступления У. Найссера на междуна- родной конференции по практическим аспектам исследования па- мяти в 1978 г. Начиная с первых программ научной психологии, описанных выше, авторы раскрывают вопрос о том, что же представляет собой психология, ее объект, предмет и метод. Как известно, именно эти категории задают науку. Объект науки обычно представлен в ее на- звании, в то время как предмет и метод нуждаются в отдельном обо- сновании. Изначально термин «психология» появился как составной (psyche — душа + logos — слово, учение) по аналогии с традицион- ным наименованием наук, где одна часть обозначает объект науки, а другая — способ его постижения. Термин «психология» был вве- ден немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рацио- нальная психология» X. Вольфа. Скорее всего авторы вкладывали в название новой науки исключительно метафорический смысл, и обозначаемая им наука не планировала стать душеведением, т.е. посягать на вотчину, традиционно принадлежащую церкви. Такое видение подтверждает альтернативное название «пневматология» (от греч. «дуновение», воспринимавшееся как популярная аллего- рия души), которое было предложено Лейбницем в этот же период, но не получило распространения. Наиболее широкое и непротиворечивое определение психоло- гии дал американский психолог В. Джеймс в первых строках сво- его классического труда «Принципы психологии» (1890). Соглас- но ему «психология — это наука о психической жизни». Заметим, что в данном определении не задается предметная или методо- логическая рамка психологического знания. Все прочие опреде- ления неизбежно сужают полноту термина, внося в него воззре- ния автора. Так, например, Дж. Уотсон определял психологию alexandrows.narod.ru как науку о поведении, а Дж. Миллер и Дж. Брунер (основатели когнитивной психологии) позиционировали ее как науку о чело- веческом познании. А.Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дал следующее определение психологии: «Психология есть наука о законах порождения и функционирова- ния психического отражения в жизни, деятельности живых инди- видов» (1973). Таким образом, в то время как объект психологии достаточно очевиден как в широком (человек, животное, группа людей), так и в узком (психика как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира) смыслах, суждения о предмете психологии достаточно разно- речивы. Мы уже представили психологию как плюралистичную науку, которая включает в себя многообразие представлений о сво- ем предмете. При этом в большинстве случаев, несмотря на полеми- ку представителей различных подходов, история психологии может быть понята как динамическое расширение ее предмета. Альтерна- тивные парадигмы психологической науки одновременно и конку- рируют, и плодотворно дополняют друг друга. В целом в психологии преобладает естественнонаучная номоте- тическая стратегия познания. Однако вкрапления противопо- ложных тенденций придают отдельным парадигмам качественное своеобразие. Использование разных парадигм выразилось в сосуще- ствовании множества «психологии» (бихевиоризм, психоанализ, гу- манистическая, когнитивная и др., традиционно называемых «на- правлениями»), которые принципиально не могут объединиться и сделать психологию единой и целостной.
|