Студопедия — Соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания






Психологическое знание в широком смысле (представления о душевных качествах и принципах поведения людей) не является прерогативой науки. Психологическое знание буквально разлито в художественном творчестве, социальных практиках и быту челове- ка. В культуре одновременно присутствуют три формы психологи- ческого знания: научное, житейское и художественное. Житейское (обыденное) знание о психике приобретается отдель- ным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейское знание носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Практически для каждой поговорки можно найти противоположную по значению («Семь раз отмерь — один раз отрежь» — «Куй железо, пока горячо»; «Ум хорошо, а два — лучше» — «У семи нянек дитя без глаза»). При- чина данного явления лежит в том, что житейское знание возника- ет в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержани- ем житейского психологического знания обычно становятся про- стые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обоб- щения очевидных фактов (например, «Где коготок увяз, там и всей птичке пропасть»), которые не могут отражать все многообразие, всю сложность реальных психологических закономерностей. Жи- тейские знания передаются «из уст в уста», они не систематизиро- ваны и, как правило, не имеют вербализованной логической аргу- ментации. alexandrows.narod.ru

Художественное отражение психологической реальности суще- ственно иное. Художественное психологическое знание отражает уникальное авторское видение. Оно существует в форме художе- ственных произведений, где в образном, эмоционально насыщенном описании единичного художник говорит об универсальной сущно- сти человеческой природы. Художественное познание относится к одному волнующему автора вопросу о психической жизни личнос- ти. (Например, вопрос о пределах свободы воли формулируется Ф.М. Достоевским в известной дилемме Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею?!».) Художественное знание насыщает житейское образами, моделями поведения, способами интерпрета- ции. Оно обогащает душевную жизнь человека тем опытом, кото- рый лично он не переживал в реальности, позволяет пройти через предельные психологические состояния и смыслы. Кто из нас, про- читав роман А. Дюма, не воображал себя отважным мушкетером? Не примерял на себя кодекс мушкетерской чести и самоотвержен- ной дружбы? Многие впервые узнают о муках ревности, читая «Отелло». Художественное психологическое знание дает новый язык для организации индивидуальных переживаний и представле- ний о психике другого человека («Ну просто Чичиков, да и толь- ко!», «мечтательный, как Манилов»). В то же время художествен- ное знание важно для развития научной психологии. Многие про- блемы и обозначения феноменов в современной психологии вошли в науку «с подачи» художников, а имена героев емко вместили в себя богатейшие феноменологическое описания (Эдипов комплекс, синдром Маугли, жизненный сценарий Золушки). Научное знание, в отличие от житейского и художественного, возникает в результате применения научных методов познания, ох- ватывает и объясняет как явные распространенные факты и явле- ния, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуа- ции, движется по пути устранения внутренних противоречий, стре- мится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально норми- рованные технологии (например, профессиональное обучение, кон- ференции, научные журналы и т.д.). На определенном витке своего развития научное психологическое знание «возвращается в свою колыбель», т.е. входит в культуру и массовое сознание (например, понятия сублимации, комплекса неполноценности, стресса). Прав- да, при этом происходят неизбежное искажение и преображение научного знания в ненаучное. Недаром Фрейд заявлял, что он соз- дал не только новую науку о психике, но и жизненную философию, культуру,этику.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3136. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия