Вопрос 1. общество как самостоятельный предмет научного исследования. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений
Вопрос 1. общество как самостоятельный предмет научного исследования. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений. Общество - Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а так же исторически конкретный тип социальной системы (буржуазное общество и др.). С философской т.з., общество - универсальная человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, кибернетики, семиотики и т.д. Существует несколько уровней исследования общества: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимоотношений, изучение конкретных типов общества, изучение отдельных социальных организмов. В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности. Вместе с тем общество - специфический предмет философского анализа. В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием" Вопрос 2. Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие «социального порядка». Основные закономерности «социальной статики» и «социальной динамики», закон трех стадий общественного развития. Огюст Конт (1798-1857) Основоположник позитивизма в социальных науках. «курс позитивной философии» - начало социологии)социальной физики). Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества; занимается социальными изменениями) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития; занимается структурой) Методы должны быть похожи на методы точных наук и должны быть специфическими - наблюдение (нужно придумать теоретическую модель, которая будет и преимуществом и ограничением) - эксперимент (применение в социальной науке можно ставить не только вокруг нормальных социальных явлений, но и патопсихологических социальных моментов) - метод сравнений (берет из истории) - метод исторического анализа (сравниваем иные социальные явления) Уделяет много времени классификации наук: начало всех наук – математика (абстрактная наука) à астрономия à физика à химия à биология à физиология à социология Классификация идет по степени уменьшения их абстрактности. Закон трех стадий социальной динамики: 1. теологическая – все объяснения на основе религиозных представлений (период до конца среднековья: мысль (идея) человека фиксируется на сверхъестественных явлениях. В основе человеческого объединения – мы относимся к одной какой-то группе. 2. метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы реальными причинами; ее задача – критическая, она подготовляет последнюю (с 14 по 18 века - объяснение сверхъестественного через естественное. Главные – ученые. Распадается религиозная власть. Появляется государство как способ контроля) 3. позитивную (реальную) – объяснение рациональны (начало 19 века – объяснение физического знания через науку. Духовные лидеры – ученые. Основа общности людей, общности идей. Государство должно умереть). Основа – развитие идеи Предмет социологии: «развитие человеческого разуме под воздействием общественной жизни» Объект социологии: общество Социология разделяется на - социальную статику (формирование) - изучение соц.феноменов. Влияние различных институтов на человека (жёсткие институты контроля за поведением и жизнью человека). нарастающее взаимодействие постоянно подкрепляется общей моралью, ценностями. в основе (причина социальности) – общественная мысль, эволюция идей, человеческого ума (критерий выделения 3х стадий - передвигаемся от одного уровня общества к другому) - социальную динамику (изменчивость) - изучение соц.процессов – развитие человеческого разума под воздействием общественного. Управляет нами «всеобщее согласие», которое нас всех подчиняет. Это основная идея групповой сплочённости у Ньюкома в XX веке. Законы социальной статики: - дифференциация - централизация власти - развитие общей морали Законы трех стадий социальной динамики (см выше) Позитивный метод Основная задача – отделение от метафизики и теологии Новое знание должно иметь некую силу и должна на сторону общества. «позитивный» имеет несколько значений: 1. реальное в противоположность химерическому 2. полезное в противоположность бесполезному 3. достоверное в противоположность сомнительному 4. точное в противоположность смутному 5. положительное в противоположность отрицательному (новая философия должна не разрушать, а организовать) Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов (т.е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений; ее задачей является открытие законов (т.е. постоянных, повторяющихся связей между явлениями) Социология как позитивная наука должна быть противопоставлена теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке (развитие общества исторично и подчиняется естественным законам, человек не есть создание божественное). СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ: - опора на объективное, фундаментально подтверждённое позитивное знание; - внимание на закономерности развития (поиск законов); - обращение к изучению различных соц.структур (институты, организации и т.д.), рассматриваются во взаимозависимости.
Вопрос 3. Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. «Первые правила социологического метода» как попытка этических проблем социально-психологического исследования. Герберт Спенсер (1820-1903) «Основания социологии» - аналогии между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. Прогресс как социальная эволюция в силу выживания наиболее приспособленных и сильнейших. Военный и промышленный типы устройства общества как 2 полюса социальной эволюции. Механизмов социального контроля множество, но они на основе 2х базовых страхов: - страх перед живыми (государственная власть); - страх перед мёртвыми (религия, церковь). Повседневно нас регулируют устоявшиеся церемонии (ритуалы, обычаи, традиции соц.поведения). Эти правила стандартного поведения от государства и религиозных институтов (давно это было). Верования и традиции могут противоположить друг другу, так как традиции мы наследуем. Возможности и ограничения применения естественнонаучных методов в социальных науках. Сходство социального и биологического человека: - есть точка развития как функциональная диф-ция частей (у простейших диф-ции нет; чем больше существующая организация, тем большедиф-ция её структуры);- и в биологическом и в социальном изменения в одной части влечет за собой изменение другой части - рост и развитие - можно убить жизнь в целом, но отдельные части будут жить Основные понятия: · общество – совокупность индивидов, характеризующаяся сходством и постоянством их жизни, подобно биологическому организму растет и увеличивается в своем объеме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции; состоит из 3х относительно автономных частей: а) поддерживающей (производство необходимых продуктов) б) дистрибутивная (разделение благ на основе разделения труда) в) регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому) · типы общества: а) военный (военные конфликты, истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль); б) промышленный (промышленная конкуренция, побеждает интеллектуально и морально сильнейший) · социальная эволюция – три формы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». · Социальные институты – домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные
Первые правила социологического метода: 1. мы должны обращаться к общим фундаментальным закономерностям, а не размениваться по мелочам (для того, чтобы ограничить себя нужно обращаться к наиболее общим фундаментальным закономерностям) 2. ученые должны отстраниться от того, что происходит в стране, в городе, от общественных настроений и страстей, от своих убеждений ученый должен избегать искушения рыночного спроса, искушения делать то, что потребно на рынке и быть слишком востребованным в практике; не должен работать по заказу власть имущих, иначе прогнётся под их ценности (нет объективности); 3. отдавать себе отчет в своих стереотипах, возможностях и обладать рефлексией 4. видеть разницу между своими теоретическими построениями и выводами из эмпирических исследований. Иначе нет развития социологии.
|