Вопрос 4. Основные положения концепции Э. Дюргейма. Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения. Понятие коллективных представлений
Эмиль Дюргейм (1858-1917) Предмет социологии – социальная реальность, основу которой составляют социальные факты. Специфика социального – в различных формах коллективности («коллективные представления», «коллективные верования», «коллективные чувства») Если идея общества раствориться в индивидуальных умах, а коллективные верования, традиции и притязания перестанут ощущать и разделяться отдельными индивидами, то общество погибнет. Механизм регуляции социального поведения = «социальное принуждение», состоящее АО внешних ограничительных правилах и в интериоризованных социальных нормах. Соц. Реальность имеет собственную оригинальную природу и потому должна объясняться соц. Фактами. Она не может быть сведена к реальности человеческой индивидуальности. 2 возможные формы «соц. Принуждения»: соц. Поведение человека регулируется и организуется внешними, объективно существующими правилами соц. взаимодействия. 2. не менее действенный способ соц. Регуляции – интериоризированные соц. нормы и ценности. Этому отводится главенствующая роль, т.к. считал, что истинная основа солидарности в обществе состоит не в принуждении, а в интерриоризированном моральном долге по отношению к нормам группы. Коллективные преставления – соц. факторы специфического вида, объективно существующая соц. реальность, которая оказывает на человека «внешнее» давление. Они отражаются в определенных способах мышления, чувствования и действительности: приобретаются в ходе социализации действительно регулирую соц. поведение; символическая функция Через анализ содержания коллективных представлений можно изучать соц. действительность. Они по сути являются единственной действительностью, адекватной задачам соц. науки. Индивидуальное сознание: есть первый уровень и второй(уровень коллективных представлений). В центре внимания у Дюркгейма (который. изуч. факты коллективного сознания и коллективных способов действия) – проблемы формирования соц. норм и их воздействие на человека. Именно проблема формирования соц. норм и их воздействия на человека – предмет социологии. «Осн. Соц. явления – религия, прваво, мораль, эстетика – является системой ценностей или общественных идеалов. Социология берет сферу идеала как исходный пункт. Именно идеал составляет характерную область ее изучения». Структура социологии: 1. социальная морфология (учение о строении и формах социального) 2. социальная физиология (учение о фактах коллективного сознания и законах коллективных действий) факты коллективного сознания: общие идеи и чувства; моральные суждения; моральные и правовые нормы; мотивация коллективной экономической деятельности «правила социологического метода»: · позитивизм, · принцип объективности (социальные факты как вещи и изучать их надо как вещи), · принцип повторяемости, · принцип причинности Вопрос о соотношении индивидуального и социального: Человек – «разведенная реальность, в которой индивидуальное и социальное сосуществует фактически не смешиваясь (тело и душа, чувства и разум). Полюс индивидуального, связанный с физическими потребностями человека, и полюс социального, отражающий наличие у него понятийного мышления и морали, достаточно жестко разведены. Человека человеком делает «всеобщее» как символически представленное в его сознании общество. Дюркгейм отмечал не только регулирующую, но и творящую, конструктивную функцию коллективных представлений. «Не только все собственно человеческие атрибуты имеют социальную природу, но и общество «живет» коллективными представлениями своих членов, и, соответственно, само есть в определенной степени есть результат коллективного сознания». Коллективные представления у Дюркгейма. Теория социальных представлений Московиси унаследовала многие идеи своего соотечественника Дюркгейма. Становление и бурное развитие когнитивистской ориентации в социальной психологии в значительной степени были связаны с возникновением теории Московиси. Социально – психологическое воплощение нашли тезисы Дюркгейма: о действенной, регулирующей социальное поведение роли коллективных представлений об их символической функции о возможности изучения социальной действительности через анализ содержания коллективных представлений, которые, по сути, и являются единственной действительностью, адекватной законам социальной науки. Дюркгейм отмечал творящую, коллективную функцию коллективных представлений. С его точки зрения, не только все собственно человеческие атрибуты имеют социальную природу, но и общество живет в коллективном представлении своих членов и соответственно само в определенной степени есть результат коллективного сознания. И эта идея Дюркгейма ожила в методологии когнитивизма в социальной психологии.
|